26 октября на 94-году жизни скончался легендарный советский разведчик, Герой России Александр Феклисов, который добывал в США секреты атомного оружия и участвовал в разрешении Карибского кризиса 1962 года, сообщили "Интерфаксу" в пятницу в пресс-службе Службы внешней разведки (СВР) РФ.
Александр Феклисов прибыл в Нью-Йорк в феврале 1941 года и проработал в советской резидентуре до 1946 года. За это время "выполнил ряд ответственных заданий по получению секретной научно-технической информации, в том числе в области электроники, радиолокации, реактивной авиации", сообщается в официальном досье разведчика, опубликованном на сайте СВР. Там отмечается, что Феклисову принадлежит важный вклад в деятельность внешней разведки в Нью-Йорке по атомной тематике.
После завершения командировки в США с 1946 по 1947 годы Феклисов работал в центральном аппарате советской разведки, а в 1947 году был направлен в Лондон в качестве заместителя резидента по линии научно-технической разведки. Там разведчик "поддерживал оперативный контакт с Клаусом Фуксом (известным физиком, бежавшим из Германии в Лондон и завербованным там советской военной разведкой - прим. ред.), от которого за этот период была получена важная информация по атомной тематике, в том числе по устройству водородной бомбы".
С августа 1960 года по апрель 1964 года Феклисов был резидентом советской внешней разведки в Вашингтоне, ему принадлежит важный вклад в дело урегулирования Карибского кризиса 1962 года, отмечается в его досье.
Между тем о роли Феклисова в урегулировании Карибского кризиса известно немного. В драматические дни октября 1962 года, когда весь мир напряженно ждал начала мировой ядерной войны, резидент КГБ в Вашингтоне Александр Феклисов (известный в Америке как советник совпосольства Фомин) встретился с известным журналистом телекомпании АВС и другом семьи Кеннеди Джоном Скали, писала в июле этого года газета "Новое русское слово". Говорили о путях выхода из кризиса, возникшего вокруг советских ядерных ракет на Кубе. Встречались они не в первый раз - американцы верили, что через КГБ лежит кратчайший путь к уху Хрущева.
И тут "Фомин" огорошил своего собеседника угрозой: если США решатся на силовые действия на Кубе, СССР может нанести молниеносный удар по Западному Берлину. При этом советский разведчик нарисовал страшную картину: "тысячные лавины советских танков" при мощной поддержке с воздуха сметают все на своем пути. "Я думаю, что им вряд ли потребуется более 24 часов, чтобы сломить сопротивление американских, английских и французских гарнизонов и захватить Западный Берлин", - заявил резидент. Скали тут же помчался докладывать о разговоре братьям Кеннеди.
В мемуарной чекистской литературе этот эпизод преподносится как чуть ли не решающий ход в политическом покере вокруг Карибского кризиса: дескать, угроза Феклисова предотвратила возможные действия американцев и чуть ли не мировую войну. Между тем будь на месте Кеннеди, торжественно провозгласивший себя на весь мир "гражданином" Западного Берлина, человек менее сдержанный, более эмоциональный и резкий, похожий на Никсона, Эйзенхауэра или того же Хрущева, - кто знает, какой была бы реакция на подобные "предупреждения", отмечалось в статье.
Примечательно, что посол СССР в США Анатолий Добрынин отказался подписывать шифрограмму с отчетом Феклисова о его беседах с журналистом. Дипломат понимал, что КГБ ведет сверхрискованную игру, которая может закончиться катастрофой, и не собирался брать на себя ответственность за возможные последствия, тем более что было непонятно, санкционирована ли эта игра Хрущевым, является инициативой Лубянки или даже личной авантюрой резидента. Пришлось Феклисову самому связываться с Центром.
Феклисов Александр Семенович родился 9 марта 1914 года в Москве в семье железнодорожного стрелочника. После окончания семилетней школы учился в фабрично-заводском училище, затем - на рабфаке. В 1939 году окончил радиофакультет Московского института связи.
После окончания института был направлен на учебу в Школу особого назначения, которую окончил в 1940 году. Был зачислен в американское отделение 5 (иностранного) отдела ГУГБ НКВД СССР. После непродолжительной работы в американском отделении Феклисов был приглашен к заместителю начальника внешней разведки М.Б.Прудникову, который объявил о решении направить его в Нью-Йорк на работу в качестве сначала радиста, а затем оперработника.
В Нью-Йорк Феклисов прибыл в феврале 1941 года через Японию. Проработал в резидентуре до 1946 года. За пять лет разведывательной работы выполнил ряд ответственных заданий по получению секретной научно-технической информации, в том числе в области электроники, радиолокации, реактивной авиации.
Феклисову принадлежит важный вклад в работу резидентуры внешней разведки в Нью-Йорке по атомной тематике. Добытая за период пребывания в США информация по "Энормозу" получала высокую оценку ученых.
После завершении командировки в США с 1946 по 1947 годы работал в центральном аппарате разведки. В 1947 был командирован в Лондон в качестве заместителя резидента по линии научно-технической разведки. Поддерживал оперативный контакт с Клаусом Фуксом, от которого за этот период была получена важная информация по атомной тематике, в том числе по устройству водородной бомбы.
После провала и ареста Фукса, с которым Феклисов поддерживал оперативный контакт, в апреле 1950 года он возвратился в Москву. Был назначен заместителем начальника отдела.
В 1953-1955 годы работал в Чехословакии в качестве заместителя главного советника Министерства государственной безопасности по разведке. Оказывал помощь МВД Чехословакии в создании разведывательной службы.
С 1956 по 1960 годы Феклисов работал начальником американского отдела ПГУ КГБ. С августа 1960 года по апрель 1964 года являлся резидентом внешней разведки в Вашингтоне. Феклисову принадлежит важный вклад в дело урегулирования Карибского кризиса 1962 года.
После завершения командировки в Вашингтон Феклисов работал в Краснознаменном институте (Академии внешней разведки). С 1974 года находился в отставке.
Кандидат исторических наук, Почетный сотрудник Службы внешней разведки Феклисов награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Знак Почета и многими медалями. В 1996 году ему было присвоено звание Героя России.
В 1994 году выпустил книгу воспоминаний "За океаном и на острове", в которой рассказал о своей работе в США и Великобритании.