Конституционный суд приступил к рассмотрению вопроса, который, как считают некоторые аналитики, поставил в щекотливое положение Государственную Думу. Речь идет о прошлогоднем постановлении об амнистии, сначала принятом депутатами, а затем ими же исправленном.

Как сообщает НТВ, впервые Конституционный суд рассматривает не закон, а постановление Думы. Чуть меньше года назад, 26 мая 2000 года, она объявила амнистию столь либеральную, что возмутились и МВД, и прокуратура.

После месяца кулуарных баталий Дума амнистию поправила √ под нее уже не попадали орденоносцы и инвалиды I-й и II-й групп. Хотя сначала их, вроде, прощали. И теперь возмутились уже они. Конституционный суд получил 19 жалоб и один запрос. Все об одном и том же: июньские поправки к амнистии противоречат Конституции.

Истцов сегодня представляли 6 адвокатов и 1 судья из Челябинска. Дума выставила двоих юристов, но они сразу перешли в наступление и заявили, что Конституционный суд в данном случае вообще не может вмешиваться.

Посовещавшись, конституционные судьи с думскими юристами не согласились, инициатива перешла к истцам. Те заявили, что поправки к амнистии √ это фактически закон, ужесточающий ответственность, ибо сначала людей прощают, а потом берут прощение обратно. По Конституции же, подобные законы не имеют обратной силы. К тому же, тех, кто уже успел выйти из тюрьмы по амнистии, Дума разрешила не сажать обратно, что, по мнению истцов, нарушает равноправие граждан.

Но адвокатская атака быстро захлебнулась. Думцы снова заявили, что постановление об амнистии не есть закон, а потому имеет и обратную, и какую угодно силу. Амнистия, пояснили думцы, "возвышается над нормами уголовного права".

По мнению ответчиков, Дума год назад просто ошиблась, потом подумала и исправила ошибку. Истцы убеждены, что Дума вправе только объявлять амнистию, но никак не отменять ее.

В интервью НТВ адвокат Генрих Падва заявил: "Это не ошибка, это абсурд, то, что называют ошибкой. Ошибка - это совсем другое. Это же не один человек сделал, это сотни людей. Они просто приняли такое решение. А теперь они так: "Мы ошиблись". Но ошиблись в чем? В неправильном понимании, в неправильном желании амнистировать слишком большое количество людей? В чем тут ошибка? Они не имели права на такую ошибку".

Что думают по этому поводу судьи, никто сегодня не узнал. Их никто не торопит, слушания могут продолжиться и завтра, а когда будет вынесен вердикт можно лишь догадываться. Над окончательным решением Конституционный суд может думать несколько недель, и, скорее всего, вердикт огласят как раз к годовщине злополучной амнистии. Это, в любом случае, будет важный прецедент.

Фактически Конституционный суд должен сейчас ответить √ можно ли в определенных обстоятельствах считать законом постановление Думы? Если нет, то все остается как сейчас: нижняя палата редактирует, отменяет и принимает постановления, как считает нужным. Если да, то Дума уже не так вольна, и любой гражданин может жаловаться на нее в Конституционный суд.