Официальный представитель НАК Андрей Пржездомский
Russian Look
 
 
 
Домодедово, 24 января 2011 года
Russia Today
 
 
 
Домодедово, 24 января 2011 года
Russia Today
 
 
 
Один из разыскиваемых по подозрению в причастности к теракту Виталий Раздобудько
Reuters

Национальный антитеррористический комитет решил наконец прокомментировать слухи о том, что сведения о готовящемся теракте в "Домодедово" появились заранее, однако предотвратить трагедию спецслужбы и милиция не смогли. "Я готов официально заявить от имени НАК и ФСБ РФ, что никакой упреждающей информации о том, что в аэропорту "Домодедово" готовится теракт, не было", - подчеркнул официальный представитель НАК Андрей Пржездомский на заседании Общественной палаты.

"В СМИ сейчас появилась вакханалия слухов, домыслов, поклепов, доносов по поводу этого теракта, говорят о каком-то "ногайском батальоне", "пакистанском следе", в общем, кто во что горазд, - сказал Пржездомский. - Идет официальное следствие, которое ведет Следственный комитет РФ, и надо пользоваться только проверенной информацией, которую выдает ведомство, не надо нагнетать истерию".

"Идет следствие, и только Следственный комитет может сказать, как и что, а все остальные должны молчать", - подчеркнул представитель НАК. Следствие изучит все версии о теракте, в том числе о появлении "международного следа". Говоря об ответственности кого-либо за теракты, Пржездомский сказал, что "у нас есть федеральный оперативный, (оперативные штабы на местах), антитеррористические комиссии - все это создано в соответствии с законом, но не наделено достаточными полномочиями для реализации полноценной координации и главное, контроля. Тот, кто может контролировать, с того можно и спрашивать, а на сегодняшний день эта система в нашей стране отсутствует", - отметил представитель НАК.

- В МВД объяснили, почему милиция пропускала пассажиров без досмотра
- Теракт в "Домодедово" стал второй попыткой террористов, пишет пресса
- Предложения Медведева: сплошной досмотр пассажиров и новый орган безопасности на транспорте

Отметим, чтобы опровергнуть сообщения об осведомленности силовиков, НАК потребовалось три дня. Наиболее оперативно в день теракта на них отреагировало московское ГУВД, которое официально заявило, что какой-либо информацией о готовящемся теракте московская милиция не располагала. Однако в этом случае о милиции даже никто не говорил: в исходном сообщении Life News со ссылкой на источник в органах имелись в виду именно спецслужбы, но не милиция.

Пржездомский же сказал, что в пятницу в Госдуме будет рассмотрено дополнение к закону о борьбе с терроризмом, в частности, о введении системы трехуровневой угрозы. "Надо воспользоваться этим для того, чтобы посмотреть еще раз на законодательные нормы регулирования работы всех ведомств, чтобы тема координации была жестко закреплена в законе", - цитирует его слова ИТАР-ТАСС.

По словам представителя НАК, у нас в государстве "упущена работа в зоне формирования терроризма". "Возьмем только Дагестан, основная подпитка бандформирований идет из рядов молодежи. Героизация бандитизма стала основной чертой в школах и вузах, а воспитательной работы, серьезной работы со стороны госорганов практически нет, со стороны общественности тем более", - считает он. Также, по мнению Пржездомского, общественность и правозащитники на Кавказе часто не помогают молодежи найти себя, а наоборот, зачастую играют на руку бандитам.

НАК возмущен журналистскими проверками аэропортов с муляжами бомбы

Представитель НАК также высказался по поводу проверки, которую устроили журналисты ряда изданий службам безопасности столичных аэропортов, попытавшись пронести в здание муляж бомбы. Стоит отметить, что в двух из трех случаев им это сделать удалось, а сотрудники ЧОП, работающего в "Домодедово", рассказывали, что раньше их начальство регулярно устраивало подобные проверки. Однако эта практика была прекращена, когда зоны охраны аэропорта были поделены между ЛУВД и ЧОПом и за входы стала отвечать милиция.

Между тем журналистские проверки возмутили НАК. Каждое интернет-издание должно помещать материалы, исходя из кодекса журналистской этики, и не должно проводить проверку готовности служб аэропорта по антитеррористической безопасности, заявил помощник директора НАК Андрей Пржездомский.

По его словам, "пронос в зону первичного досмотра муляжа бомбы - это действия журналистов, которые находятся на грани фола и только будоражат общество в дни после произошедшего теракта". Однако, отметил Пржездомский, "мы не можем запретить журналистам делать такие вещи, и при принятии решения о проведении таких мероприятий, руководители изданий должны исходить из "кодекса журналистской этики". Пржездомский отметил также, что "специальные службы проводят такие мероприятия, и это их компетенция".

В свою очередь, исполнительный директор аэропорта "Домодедово" Денис Нуждин считает, что проведение таких "проверок" интернет-изданиями "является нарушением закона, и не входит в их компетенцию". Он также подчеркнул, что "пронос муляжа бомбы в аэропортовый комплекс является вопиющим нарушением журналистской этики". Он сравнил такие действия журналистов с "анонимным звонком о закладке взрывного устройства, после которого власти аэропорта должны начать тотальную проверку всех помещений, приостановить работу аэропорта и проводить эвакуацию пассажиров и встречающих".

В Госдуме, как передает ИТАР-ТАСС, однозначно расценивают действия журналистов как противоречащую этическим нормам провокацию, но некоторые считают ее оправданной.

По словам председателя думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, "конечно, это провокационное мероприятие". "Нужно посмотреть, как его можно квалифицировать, но ведь и какие-то этические вещи должны быть", - добавил он. "Потому что сейчас пытаются установить организаторов теракта, усилить меры безопасности, - продолжил он. - И понятно, что, если такими вещами заниматься, то это скорее на руку тем, кто делает теракты".

"Другое дело, что они могли бы связаться с ФСБ и уведомить о своих намерениях", - отметил Крашенинников. "Такая проверка была вполне нормальной, думаю, соответствующие органы такие мероприятия проводят, и не только в аэропортах", - сказал он. Однако подобная "самодеятельность не на руку идет" безопасности в стране, убежден депутат. "Не могу расценивать иначе как аморальное и провокационное действие", - резюмировал он.

Со своей стороны первый замглавы думского комитета по безопасности Михаил Гришанков подчеркнул, что, "прежде всего, журналисты подвергли опасности тех людей, которые находились в тот момент рядом". "Потому что, если бы сотрудники правоохранительных органов восприняли этот муляж как настоящее устройство, они могли бы принять меры для уничтожения человека, который его пронес", - предупредил он.

Не столь категоричен в своих оценках зампред комитета Госдумы по информационной политике, секретарь Союза журналистов России Борис Резник. "Если сопоставить угрозы, которые реально существуют сегодня для жизни и здоровья людей, я думаю, это журналистский ход, который имеет свое оправдание", - считает он. При этом депутат согласился с тем, что "с этической точки зрения, конечно, провоцировать людей нехорошо". Однако, по его словам, "это тот случай, когда цель оправдывает средства - показать "несостоятельность системы".

Силовики пока молчат по сути

Однако стоит отметить, что официальные заявления НАК до этого момента касались, собственно, исключительно мер безопасности в аэропорту, которые, по мнению комитета, были недостаточными. Никаких версий и заявлений относительно самого теракта сделано не было. В НАК, как и в ФСБ, предпочитают молчать до завершения следствия.

Следственный комитет также не предлагает до сих пор никаких официальных версий произошедшего. В результате пресса добывает информацию из неофициальных источников, опрашивая свидетелей, очевидцев и людей, которые могут иметь отношение к расследованию теракта, и из этой мозаики пытаются сложить общую картину.

РИА "Новости" воссоздало предполагаемую схему событий в мультимедийной форме. На видео видно, как некий мужчина подъезжает на машине к зданию аэропорта, выходит и идет ко входу, там беспрепятственно проходит внутрь, поднимается в зону прилета международных рейсов и приводит в действие бомбу, которая закреплена у него на теле. Стоит отметить, на этой реконструкции террорист один и у него в руках нет никаких сумок, где могла бы находится взрывчатка.

Между тем, судя по последним данным, в роли смертника выступил мужчина, чью голову на месте ЧП нашли следователи. Фотография его головы уже просочилась в СМИ. Источники, близкие к следствию, указывают на то, что не приходится сомневаться в том, что это и есть фрагмент тела террориста. Причем специалисты также указывают, что именно на его теле была закреплена взрывчатка, и исходят при этом из характера повреждений на теле: от взрыва произошел перелом третьего шейного позвонка, голову оторвало под нижнюю челюсть. К тому же в мягких тканях обнаружено множество металлических предметов - шариков, кусочков проволоки, шляпок гвоздей.

По пропорциям головы эксперты предположили, что мужчина был ростом 175-182 см, то есть бомба взорвалась на высоте 110-140 см над полом. Ему было около 32-36 лет. Установлено также, что он был выходцем с Кавказа. По неофициальным данным, у него было три помощника, которые приехали вместе с ним в аэропорт.

Источник РИА "Новости" в следственных органах рассказал, что смертник перед взрывом четверть часа стоял в толпе встречающих. По этим данным, террорист зашел, смешался с толпой и 15 минут ходил и что-то высматривал, как будто ожидая кого-то. При этом его левая рука постоянно была в кармане куртки. "Сейчас проверяется, была ли находившаяся в толпе подозрительная женщина, которая также погибла, сообщницей террориста", - сказал источник.

На данный момент, как стало известно в четверг, по подозрению в причастности к теракту разыскиваются десять человек. Называются предварительно только два имени: Виталий Раздобудько, которого СМИ окрестили "русским ваххабитом" из-за связей с "Ногайским джамаатом", и Назир Батыров, также связанный с этим бандформированием. Однако достоверных сведений из официальных источников об их причастности к этому делу нет.

Пресса получила также фотографию Раздобудько, который на Ставрополье разыскивается в связи с августовским терактом в Пятигорске. Официальное заявление по этому поводу сделал только начальник криминальной милиции УВД Пятигорска Павел Прокопович. Он пояснил, что Раздобудько был христианином, но потом принял ислам, а разыскивают его вовсе не в связи с взрывом в "Домодедово". СМИ также начали сравнивать фотографии Раздобудько и снимок головы террориста с места трагедии. Большинство сходится в том, что если он и причастен к теракту в аэропорту, то уж точно не был его исполнителем.

Теракт в "Домодедово" стал второй попыткой террористов, пишет пресса

Вместе с тем слухи о том, что спецслужбы не могли не подозревать о готовящемся теракте, находят некоторые подтверждения. На эти мысли наталкивает и тот факт, что ваххабитский джамаат подозревается в попытке совершить теракт в новогоднюю ночь в Москве. 31 декабря прошлого года, в Кузьминском парке Москвы взорвался небольшой дом частного стрелкового клуба, который использовали под гостиницу. В развалинах сотрудники СКР и ФСБ нашли остатки женского трупа и так называемый пояс шахида, заряженный пластитом с металлическими наполнителями в виде шариков и болтов.

Сообщалось, что женщину специально отправили в Москву, чтобы она совершила самоподрыв в людном месте. По сведениям журналистов, теракт планировалось совершить на Манежной площади. Однако планы террористов были сорваны, так как бомба взорвалась раньше времени - по некоторым данным, взрывное устройство сработало из-за того, что на мобильник смертницы пришла SMS-рассылка - поздравление с Новым годом от компании-оператора.

Позже выяснилось, что погибшая женщина была вдовой лидера "Ногайского джамаата" - боевого исламского подразделения так называемого "Кавказского фронта", которое действует на Ставрополье. История его начинается со времен второй чеченской войны; тогда несколькими ногайцами, выходцами из Нефтекумского района, была создана организация под непосредственным руководством Басаева. Осенью 2010 года лидеры этого объединения были ликвидированы силовиками.

В ходе расследования правоохранительные органы вышли на след предполагаемой сообщницы погибшей при взрыве в Кузьминках женщины. 24-летнюю Зейнап Суюнову арестовали в январе в Волгограде. Именно она, считает следствие, арендовала жилье для погибшей шахидки и еще троих боевиков из ногайского батальона. По сведениям спецслужб, подготовка к теракту в столичном аэропорту велась в одной из съемных квартир в Зеленоградском административном округе Москвы. Террористы съехали оттуда 19 января, обыск же квартиры прошел через сутки - 20 января.

Зейнап Суюнова, по оперативным данным, является женой одного из членов бандподполья, который был арестован в сентябре 2010 года, и проживала на территории Ставрополья. Можно вспомнить и взрыв в 2004 году самолетов, вылетевших из "Домодедово". Один из них, направлявшийся в Сочи, также взорвала смертница из ногайского батальона.

По некоторым данным, Зейнап Суюнова и ее подруга отправились взрываться в Москву не по своей воле - якобы оставшиеся на свободе участники "Ногайского джамаата" пообещали отобрать у них детей. Якобы угрозы поступали от того самого Раздобудько.

По некоторым данным, правоохранительные органы знали о теракте, но не знали, где он произойдет. В качестве одной из версий звучат предположения, что часть милиции была направлена именно в Зеленоград, так как считалось, что взрыв прогремит там. По другой версии, спецслужбы искали женщину-смертницу и то, что в этой роли выступил мужчина, стало для них сюрпризом.

В МВД объяснили, почему милиция пропускала пассажиров без досмотра

Источники в службе безопасности аэропорта утверждают, что ориентировка о готовящемся теракте появилась еще за неделю до взрыва. Однако странно в таком случае, что никакого усиления охраны за это время предпринято не было. Более того, милиция и служба охраны аэропорта начали спорить о том, кто на самом деле отвечал за безопасность в зоне прилета, где прогремел взрыв.

На заседании Общественной палаты заместитель начальника Главного Управления на транспорте МВД РФ Александр Бревнов объяснил это тем, что на самом деле о теракте никто не знал, а поэтому накануне ЧП Линейное управление внутренних дел на транспорте работало в обычном режиме и проводило выборочный досмотр пассажиров.

"Милиционеры работали в "Домодедово" в день и накануне ЧП в 49 пунктах досмотра и по восьми обходным маршрутам, пять из которых приближались к входным зонам", - сказал он. Замначальника пояснил, что аэропорт "Домодедово" делится на так называемые стерильную и нестерильную зоны. "В стерильной зоне, где осуществляется вылет граждан, проводится стопроцентный досмотр. В "нестерильной", куда входит зона прилета, осуществляется выборочный контроль", - сказал Бревнов.

"Решение о введении в аэропорту стопроцентного досмотра принимает руководитель хозяйствующего субъекта при получении информации о возможном теракте, МВД тоже может ввести режим тотального досмотра при получении такой информации", - отметил он.

Бревнов напомнил, что режим стопроцентного досмотра был введен в аэропортах в 2004 году, когда взорвались два самолета, вылетевшие из "Домодедово". "Сейчас этот режим действует практически во всех аэропортах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга", - добавил Бревнов. После теракта в "Домодедово" режим о тотальном досмотре граждан в аэропортах был снова введен, заключил он.

Напомним, что теракт в зале прибытия иностранных рейсов аэропорта "Домодедово" был совершен 24 января в 16:32 мск. Сработало взрывное устройство, закрепленное, по предварительным данным, на поясе у террориста-смертника. От взрыва погибли 35 человек, в больницах находятся 123 раненых, среди которых граждане Таджикистана, Нигерии, Германии, Словении, Словакии, Молдавии, Франции, Италии.

Уголовное дело по факту взрыва было возбуждено по четырем статьям УК РФ: 205 "Теракт", ч.2 ст.105 "Убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом", 222, 223 "Незаконный оборот и изготовление оружия и взрывчатых веществ". Накануне Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о нарушении требований безопасности к объектам транспортной инфраструктуры, в рамках которого устанавливается возможная степень вины должностных лиц как органов внутренних дел, так и аэропортовых служб в наступлении тяжких последствий в результате теракта.