Генпрокуратура прекратила дело о взрывах самолетов, летевших из Москвы в Волгоград и Сочи
RTV International
 
 
 
В момент взрыва Ту-134 находился в небе над Тульской областью
Архив NEWSru.com
 
 
 
В момент взрыва Ту-154 находился в небе над Ростовской областью
Euronews

Генпрокуратура прекратила расследование уголовного дела о взрывах в 2004 году двух пассажирских самолетов, летевших из Москвы в Волгоград и Сочи. Исполнительницы терактов погибли, а выйти на заказчика этих преступлений следствие так и не смогло. Генпрокуратура долго не объявляла о приостановлении следствия и сделала это только под давлением, пишет "Коммерсант".

Самолеты Ту-154 (рейс Москва-Сочи) и Ту-134 (Москва-Волгоград), вылетевшие из аэропорта "Домодедово" 24 августа 2004 года, террористы взорвали почти одновременно. В момент взрыва Ту-154 находился в небе над Ростовской областью, Ту-134 - над Тульской. На борту самолетов было 93 человека, все они погибли. По данным следствия, на самолетах сработали взрывные устройства, приведенные в действие террористками-смертницами. Экспертиза обнаружила на обломках обоих лайнеров следы гексогена.

Постановление о приостановлении расследования воздушных терактов было подписано следователем по особо важным делам Генпрокуратуры Николаем Ущаповским 26 сентября 2006 года, однако до сих пор эта информация была засекречена. Информацию о прекращении расследования Генпрокуратура хранила в тайне до тех пор, пока суд, разбирающийся сейчас с исками потерпевших и трижды запрашивавший текст прокурорского постановления, не пригрозил ведомству санкциями.

По версии потерпевших, служащие аэропорта допустили халатность, пропустив на авиарейсы двух шахидок с бомбами, и компания обязана понести за это хотя бы материальную ответственность. Ответчик, в свою очередь, считает, что компенсировать перенесенные страдания истцов должна не фирма-авиаперевозчик, а те люди, которые заказали и организовали теракт, наняли исполнителей и обеспечили их взрывчаткой. Для того чтобы выяснить, кому именно адресовать иски, суду и потребовалось заключение следователей Генпрокуратуры, разбиравшихся с основным уголовным делом о терактах.

В постановлении Генпрокуратуры говорится, что расследование воздушных терактов приостановлено в связи с невозможностью привлечь кого-либо к ответственности за эти преступления. Дело в том, что обе исполнительницы взрывов – чеченки Сацита Джебирханова и Аманат Нагаева – погибли вместе с остальными пассажирами. Сообщники смертниц, руководившие их подготовкой на земле, также мертвы: их уничтожили в ходе спецопераций. Сотрудник ЛОВД аэропорта Домодедово Михаил Артамонов и билетный спекулянт Артур Арутюнян, обеспечившие террористкам беспрепятственную посадку в самолеты, давно осуждены, а заказчик терактов следствием вообще не установлен.

В свое время ответственность за теракты брал на себя Шамиль Басаев, но доказать его причастность к взрывам самолетов следствие так и не смогло. В подозреваемых значился и экс-президент Ичкерии Аслан Масхадов. В Генпрокуратуре говорили, что доказательства этого могут оказаться в его ноутбуке, изъятом в селе Толстой-Юрт, где он был убит. Доказательства обещали обнародовать после того, как их рассекретят сотрудники ФСБ, проводившие спецоперацию, но этого так и не произошло.

Сопоставив все эти факты, Николай Ущаповский пришел к выводу, что дальнейшая работа над этим делом не имеет перспективы, и приостановил ее.