Известные российские актеры, журналисты, спортсмены в пятницу на несколько часов снова сели в инвалидные коляски
Фото NEWSru.com
 
 
 
В центре Москвы во второй раз прошла акция "Москва. Есть доступ", организованная журналом "Большой город"
Фото NEWSru.com
 
 
 
В какой-то момент на месте сбора участников акции появилось третье лицо в государстве: спикер Совета Федерации Сергей Миронов (слева). Телеведущий Юрий Николаев - справа.
Фото NEWSru.com
 
 
 
Севшему в коляску нельзя было с нее подниматься, чтобы преодолеть препятствие. Если препятствие кажется непреодолимым, на него надо налепить стилизованный стикер, специально выпущенный для акции: перечеркнутый силуэт человека в инвалидном кресле
Фото NEWSru.com
 
 
 
С креслом телеведущей и общественного деятеля Татьяны Лазаревой пытался справиться ее сын - подросток Степан
Фото NEWSru.com
 
 
 
Крепкого и массивного спортивного комментатора Виктора Гусева едва не уронили
Фото NEWSru.com
 
 
 
В акции принял участие Владимир Лукин
Фото NEWSru.com

Известные российские актеры, журналисты, спортсмены в пятницу на несколько часов снова сели в инвалидные коляски. В центре Москвы во второй раз прошла акция "Москва. Есть доступ", организованная журналом "Большой город". Сотрудники журнала и все, кто откликнулся на акцию, пытаются привлечь внимание чиновников и общественности к людям с ограниченными возможностями.

Здоровые люди в колясках должны были вести себя обычным образом, существуя в привычной городской среде: переходить улицы, посещать общественные заведения, пользоваться услугами. В первые минуты акции стало понятно: человеку с ограниченными возможностями делать это невозможно, а в ряде случаев возможно, но не в одиночку, приложив огромные усилия. При этом - что показалось участникам наиболее неприятным - человек в инвалидной коляске встречает на своем пути хамство и ожесточение, причем, с той стороны, откуда рассчитывает получить помощь.

В прошлом году "колясочники" вышли на Кутузовский проспект. В эту пятницу местом прогулки выбрали самый центр Москвы - люди в инвалидных колясках, несколько родителей с детскими колясками, а также сопровождающие их друзья и журналисты стартовали от Российской государственной библиотеки. В этой прогулке принял участие и корреспондент NEWSru.com.

На Достоевского посмотрели, а почитать не смогли

Если описывать акцию с формальной точки зрения, то можно сказать, что в этот раз она привлекла внимание федеральных властей. В какой-то момент на месте сбора участников акции появилось третье лицо в государстве: спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Он ходил перед телекамерами, рассказывал журналистам о проблемах инвалидов, но сам садиться в коляску и гулять с "Большим городом" не стал. Экономист Ирина Ясина, которая перемещается в коляске уже несколько лет, перед отбытием Миронова спросила у него, можно ли говорить о какой-то конкретной помощи. Спикер отправил Ясину на собственный сайт в интернете - все вопросы можно задавать через него.

Участникам объявили условия: севшему в коляску нельзя с нее подниматься, чтобы преодолеть препятствие. Если препятствие кажется непреодолимым, на него надо налепить стилизованный стикер, специально выпущенный для акции: перечеркнутый силуэт человека в инвалидной коляске. (Забегая вперед можно отметить, что этими стикерами в результате оказался усеян практически весь путь прогулки: особенно выразительно они смотрелись наклеенными рядом с привычными запрещающими знаками: там, куда нельзя с собаками, на роликах, и т.д.)

Стартовать решили с посещения Российской государственной библиотеки. Благо, аккурат рядом с местом сбора нашелся гладкий асфальтовый пандус. Как известно, рядом с библиотекой находится памятник Федору Достоевскому. "Посмотрите, это же явно колясочник, который лишился коляски, пытаясь пройти в эту библиотеку!" - пошутил Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, указывая на сидящую согбенную фигуру Федора Михайловича. Решили, что надо зайти в здание и попробовать взять его книгу.

Затея не удалась. Как быстро выяснилось, пандус оказался слишком крутым. Взять в одиночку такую высоту невозможно, да и помощник должен быть физически крепким. Главреда "Афиши" Илью Красильщика толкал пыхтящий Владимир Лукин. С креслом телеведущей и общественного деятеля Татьяны Лазаревой пытался справиться ее сын - подросток Степан. Крепкого и массивного спортивного комментатора Виктора Гусева едва не уронили. Так поднимались долго, по очереди, и поднялись ровно для того, чтобы убедиться: на другом пролете никаких пандусов нет. Взять очередную высоту просто невозможно, даже с помощью специального раздвижного пандуса, захваченного на подобный случай. Самостоятельно человек в инвалидной коляске с ним не справится: конструкцию несут двое здоровых людей. Но лестница оказалась слишком длинная и для этого пандуса. Пришлось спускаться обратно.

Нетранспортабельны

Двигаясь по улице Моховой, несколько участников акции попытались зайти на станцию метро "Библиотека имени Ленина". Через турникет коляски не проходили. Окруженные фотографами, колясочники прорвались сквозь проход у будки дежурной, - все вместе вызвало у той панику и агрессию.

За проходом сразу оказались длинные лестницы и неприспособленные для инвалидов спуски. Тем, кому все же удалось пройти, выбраться обратно было еще сложнее. Самый подготовленный участник, актер Артур Смольянинов, который когда-то снимался в фильме в роли безногого пограничника, с ликованием буквально выпрыгнул из метро по лестнице прямо в коляске.

Большая "пробка" из колясочников возникла и на пешеходном переходе через улицу Знаменка. С одной стороны там обнаружился пандус с ребристой поверхностью, сделанной заодно и для слепых пешеходов. Но, как ни парадоксально, на другой стороне улицы никакого пандуса не было, коляски пришлось поднимать на внушительный бордюр.

Кстати, упомянутые пандусы появились этим летом практически во всех московских районах, но настоящие колясочники отзываются о них довольно пренебрежительно: по их мнению, это всего лишь попытка чиновников создать видимость заботы. В действительности для колясок они неудобны, поскольку зазор между тротуаром и проезжей частью остается достаточно сильным. Инвалиды недоумевают, почему нельзя было сначала посоветоваться, а потом уже строить.

"Я отнесу тебя в музей"

Следующим примечательным местом на пути процессии стал Государственный музей имени А.С. Пушкина. Встретив там такую же лестницу, как и на подходе к библиотеке, не оборудованную ни пандусами, ни рельсами, участники ее даже не пытались штурмовать. Но продвинулись к другому выходу, куда их отправила охрана.

Намереваясь войти в здание, группа встретила решительный отпор сотрудников музея. Они объясняли, что в принципе некоторые условия для передвижения колясочников созданы, но в данный момент ими воспользоваться нельзя: подобная группа должна составлять письмо и предупреждать о посещении заранее. Для визитов же по отдельности есть физически подготовленные охранники, которые могут внести колясочника внутрь.

Визитеры, которых не пускали в музей, возмутились. В какой-то момент к ним вышел замдиректора музея по безопасности, который объяснил, что здание очень старое, в нем когда-то не было не только условий для инвалидов, но и климата для самих картин. Его сотрудники ситуацию пытаются изменить, в том числе соответствуя требованиям правительства Москвы, которое об инвалидах заботится. Другие же, новые корпуса, заверил замдиректора, оборудованы и пандусами, и лифтами, и туда можно идти всем хоть сейчас.

Электроподъемник в небеса

Но более всего участников акции огорчил храм Христа Спасителя. У входа ждала уже привычная, совершенно неприступная крутая лестница. Однако сбоку было замечено объявление: для колясок здесь работает электроподъемник. Чтобы его запустить, требуется охранник.

Татьяна Лазарева обрадовалась этому обстоятельству и, стоя у подъемника, стала громко звать охрану (помня о том, что обездвиженный человек не может сам подняться наверх к ней). Она никого не дозвалась. Несколько человек выбежали из храма лишь в тот момент, когда участники акции стали наклеивать на подходах "фирменные" стикеры. Их немедленно обвинили в осквернении храма.

В самом деле, реакция на появление двадцати человек в инвалидных колясках и их сопровождающих у стен главного православного храма России была абсолютно не христианской. Непредставившиеся сотрудники открыто хамили, недоумевали, зачем всем этим людям надо немедленно идти в храм. Татьяна Лазарева попыталась дипломатично и вежливо обрисовать ситуацию, но к взаимопониманию это не привело. В этом противостоянии выяснилось, что особый вход для колясочников все же существует. Существуют и люди, которые могут отнести прихожанина наверх. (О неработающем подъемнике все забыли. Журналисты, изучив конструкцию, сделали вывод, что им вряд ли кто-нибудь пользуется.)

"Давайте мы отнесем кого-нибудь одного в храм, и вы наконец уйдете", - прозвучало предложение от одного из вышедших из ХХС мужчин. При этом происходящее они расценили как "провокацию".

"Хорошо, что я неверующая, - грустит Лазарева, подводя итог. - А то бы я совсем расстроилась таким отношением".

Впрочем, в нижнем храме специальный лифт для инвалидов все же нашелся.

Помимо упомянутых выше известных персон, в акции "Большого города" также участвовали главный редактор этого издания Филипп Дзядко, телеведущая Фекла Толстая, фотограф и блоггер Рустем Адагамов (drugoi), актриса Ирина Рахманова и многие другие.