В Северо-Кавказском окружном военном суде во вторник начался допрос спецназовца Эдуарда Ульмана - одного из четырех обвиняемых по делу об убийстве мирных граждан на территории Чеченской республики в 2002 году. Это уже четвертый суд над спецназовцем - предыдущие заканчивались оправданием либо приостановкой процесса.
Ульман изложил свои доводы по всем пунктам обвинения, сообщает "Интерфакс". По словам командира отряда спецназа, его группе в устном порядке была поставлена задача по обнаружению и уничтожению группы из 15 боевиков во главе с арабским наемником Хаттабом. Он отметил, что особое внимание при постановке задачи уделялось "длительности и решительности действий".
По словам Ульмана, он изначально не знал о том, что его группе придется действовать в районе населенного пункта Дай. А на момент открытия огня по автомашине УАЗ он был уверен, что в ней находятся боевики.
Ульман сообщил, что решение открыть огонь по движущейся автомашине УАЗ он принял лично, "на основании оценки ситуации". Причем сделано это было лишь после трех предупредительных выстрелов, на которые водитель автомобиля не отреагировал.
"На момент открытия огня я уже не сомневался, что в машине едут боевики, поскольку на три попытки остановить автомобиль, которые невозможно было не заметить, они не отреагировали", - произнес обвиняемый.
В то же время Ульман сообщил, что приказ об убийстве оставшихся в живых пятерых людей и сожжении машины УАЗ он получил от руководителя операцией через оперативного офицера по рации во время сеанса связи. "Я выполнял задачу уничтожить противника. Я этих людей считал не задержанными, а противниками", - ответил Ульман на вопрос обвинения.
"Я был уверен, что этот приказ обоснован, поскольку случаев, когда руками разведгруппы совершаются преступления, на моей памяти не было", - пояснил он причины своей исполнительности.
По данным следствия, в январе 2002 года разведгруппа спецназа в количестве 12 человек под командованием капитана Ульмана в районе населенного пункта Дай Шатойского района Чечни обстреляла УАЗ, водитель которого не прореагировал на приказ остановиться. Сидевший в машине директор Нохч-Келойской школы был убит, двое пассажиров получили огнестрельные ранения.
Как установило следствие, спецназовцы вывели оставшихся в живых пятерых чеченцев и запросили по рации вышестоящее командование о дальнейших действиях.
Согласно материалам следствия, после того, как им было передано распоряжение уничтожить свидетелей расстрела автомобиля УАЗ, лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин открыли по задержанным огонь.
Ранее Северо-Кавказский окружной военный суд, основываясь на оправдательном вердикте присяжных, отобранных из различных регионов России, дважды выносил оправдательный приговор по данному делу, который затем отменялся Военной коллегией Верховного Суда РФ.
Третий процесс по "делу Ульмана" в Северо-Кавказском военном суде был приостановлен в связи с рассмотрением запроса в Конституционном суде (КС) России.
6 апреля 2006 года Конституционный суд РФ постановил, что до формирования в Чечне суда присяжных дела в отношении военных по преступлениям, совершенным на территории республики, не могут рассматриваться присяжными. Запрос в КС РФ был направлен президентом Чечни и рядом потерпевших по "делу Ульмана".
Кассационная коллегия Верховного суда РФ отменила оправдательный приговор по "делу Ульмана" и вернула дело на новое рассмотрение. Таким образом, нынешний процесс по "делу Ульмана" стал уже четвертым по счету.