Премьер России и главный претендент на шестилетнее президентство Владимир Путин выступил в понедельник с седьмой по счету программной статьей
 
 
 
Российский премьер прямо называет США и НАТО "подрывающими доверие" и подчеркивает, что "некоторые аспекты их поведения не вписываются в логику современного развития и опираются на стереотипы блокового мышления"
Архив NEWSru.com
 
 
 
Продолжая рассуждать об "арабской весне", Путин затрагивает тему свободы слова в интернете, прежде всего, в соцсетях и использования продвинутых информационных и коммуникационных технологий как инструмента внутренней и международной политики
Фото NEWSru.com

Премьер России и главный претендент на шестилетнее президентство Владимир Путин выступил в понедельник с седьмой по счету программной статьей - на этот раз она напечатана в "Московских новостях" и посвящена внешней политике. По сути курса внешней политики как такового в ней не обозначено - скорее это напоминание российским избирателям о самых актуальных международных проблемах и о том, какую позицию и почему занимает по отношению к ним Москва. Главная направленность статьи - открытая критика действий США и НАТО на международной арене. Таким образом, прогнозы аналитиков о том, что с возвращением Путина в Кремль в отношениях России и Запада наступит новое "охлаждение", получают вполне реальную основу.

Российский премьер прямо называет США и НАТО "подрывающими доверие" и подчеркивает, что "некоторые аспекты их поведения не вписываются в логику современного развития и опираются на стереотипы блокового мышления". Главное недовольство России, как можно понять из статьи, - это расширение НАТО и планы создания системы противоракетной обороны в Европе. "Не стал бы касаться этой темы, если бы такие игры не велись непосредственно у российских границ, если бы они не расшатывали нашу безопасность, если бы они не работали против стабильности в мире", - пишет Путин.

Обходясь без дипломатической обтекаемости фраз, главный кандидат в президенты РФ заявляет в статье, что американцы одержимы идеей обеспечить себе абсолютную неуязвимость, и такое "своеобразное понимание безопасности фундаментально отличается от российского". "Абсолютная неуязвимость для одного означала бы абсолютную уязвимость для всех остальных. С такой перспективой невозможно согласиться", - рассуждает он.

- Путин-экономист решил помочь Европе и поймать "китайский ветер"

Путин дает понять, что поведение Североатлантического альянса, США и некоторых других стран в ООН подпадает под определение диктата и произвола, чему международное сообщество должно эффективно противостоять. "Никто не вправе присваивать себе прерогативы и полномочия ООН, особенно в том, что касается применения силы в отношении суверенных государств. Речь прежде всего о НАТО, пытающемся взять на себя несвойственные для "оборонительного альянса" функции", - пишет российский премьер.

Он признает, что преступления против человечества должны караться международным судом. "Но когда при использовании этого положения легко нарушается государственный суверенитет, когда права человека защищаются извне и на выборочной основе - и в процессе "защиты" попираются такие же права массы людей, включая самое базовое и святое - право на жизнь, - речь идет не о благородном деле, а об элементарной демагогии", - полагает Путин.

"Арабская весна"

Анализируя участие Запада в событиях "арабской весны" и его действий на Ближнем Востоке в целом, Путин сомневается в "благородстве" целей США и НАТО. Он предполагает, что этими целями могли быть не установление демократии и защита прав человека, а "заинтересованность в переделе рынков". Премьер напоминает, как в Ираке после свержения режима Саддама Хусейна российские компании, не поддержавшие американо-британское вторжение, потеряли "наработанные десятилетиями позиции на местных рынках" и лишились "довольно крупных коммерческих контрактов", зато освободившиеся ниши заполнили компании государств, "приложивших руку к смене режима".

Подобное вмешательство извне, какими бы благими целями ни прикрывалось, сводится к фактической поддержке какой-то одной стороны конфликта и выталкиванию ее противника, когда "доминирование одной силы сменяется еще более агрессивным доминированием другой", пишет Путин. В этой связи он напоминает о кровавых событиях в Ливии: "Дошло до того, что ряд государств под прикрытием гуманитарных лозунгов с помощью авиации разделались с ливийским режимом. И как апофеоз - отвратительная сцена даже не средневековой, а какой-то первобытной расправы с М. Каддафи".

Теперь "ливийский сценарий" пытаются повторить в Сирии, и Россия, "наученная горьким опытом" голосования в Совете Безопасности ООН по Ливии, делает все, чтобы этого не допустить. Именно поэтому Москва и Пекин воспользовались в начале февраля правом вето при голосовании по сирийской резолюции, что вызвало со стороны ее разработчиков "резкую, на грани истерики, реакцию", рассказывает премьер.

Он высказывает опасения, что США и некоторые другие страны попытаются реализовать силовой сценарий в обход Совбеза ООН и предостерегает их от такого "контрпродуктивного и опасного" шага, который вызовет "разбалансировку всей системы международной безопасности и подрыв авторитета и центральной роли ООН".

"Вообще никак не могу понять, откуда такой воинственный зуд. Почему не хватает терпения выработать выверенный и сбалансированный коллективный подход", - возмущается глава российского правительства. Он упрекает авторов сирийской резолюции в "циничном отказе" выставить вооруженной оппозиции этой страны те же требования, что и ее правящему режиму. "Если мы хотим обезопасить мирных граждан - а это для России первостепенная цель, - то необходимо урезонить всех участников вооруженного противостояния", - подчеркивает он.

Свобода слова в интернете и критика НПО

Продолжая рассуждать об "арабской весне", Путин затрагивает тему свободы слова в интернете, прежде всего, в соцсетях и использования продвинутых информационных и коммуникационных технологий как инструмента внутренней и международной политики. Он замечает, что подобная "мягкая сила", когда с помощью этого инструмента достигаются различные политические цели без применения оружия, "нередко используется для взращивания и провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием, прямого вмешательства во внутреннюю политику суверенных государств".

"Следует четко различать - где свобода слова и нормальная политическая активность, а где задействуются противоправные инструменты "мягкой силы", - пишет кандидат в президенты России. И тут же переходит к критике тех неправительственных организаций, которые опекаются и финансируются внешними силами и работают "агентами влияния" крупных государств, блоков, корпораций". "Когда они выступают открыто - это просто одна из форм цивилизованного лоббизма. Однако активность "псевдо-НПО", других структур, преследующих при поддержке извне цели дестабилизации обстановки в тех или иных странах, недопустима", - пишет он.

Иран и Афганистан

Оценивая политику Запада по отношению к странам, традиционно вызывающим его беспокойство, Владимир Путин пишет, что "Запад слишком увлекся "наказанием" отдельных стран. Чуть что - хватается за санкционную, а то и за военную дубину". Более того, российский премьер косвенно обвиняет западные государства в том, что своей политикой "грубого и даже силового вмешательства во внутренние дела стран" они способствуют распространению ядерного оружия, а именно - "стимулируют авторитарные режимы (да и не только их)" к обладанию таким оружием.

Одной из жертв подобной политики Путин считает Иран, над которым, в силу его ядерных амбиций, нависла угроза военного удара. "Если это произойдет, то последствия будут поистине катастрофическими. Их реальный масштаб представить невозможно", - предупреждает главный российский политик и излагает вариант мирного решения проблемы.

"Мы предлагаем признать право Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право обогащать уран. Но сделать это в обмен на постановку всей иранской ядерной деятельности под надежный и всесторонний контроль МАГАТЭ. Если это получится - тогда отменить все действующие против Ирана санкции, включая односторонние", - пишет он.

Напомним, США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Сейчас в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН. Помимо этого, ряд государств и организаций ввели в отношении Тегерана ряд дополнительных мер, требуя обеспечить полную прозрачность его ядерной программы и доказать ее исключительно мирную направленность. США в середине февраля расширили санкционный список, введя новые меры против министерства разведки и безопасности страны.

Затронул Путин и проблему Афганистана, опять же раскритиковав США и НАТО. "Объявив об уходе из этой страны в 2014 году, американцы занимаются созданием там и в соседних государствах военных баз без внятного мандата, целей и сроков их функционирования. Нас это, понятно, не устраивает", - пишет он. Международный военный контингент под эгидой альянса не решил поставленных задач: террористическая угроза, исходящая из этой соседней с Россией страны, не снижается, а наркоугроза резко возросла, причем настолько, что "подрывает генофонд целых наций", в частности, наносит огромный ущерб здоровью россиян, констатирует глава правительства.

Он заявляет, что Россия готова серьезно расширить свое участие в операции помощи Афганистану, если международный контингент займется физическим уничтожением наркопосевов. Премьер подчеркнул, что, учитывая масштабы афганской наркоугрозы, одолеть ее можно только всем миром, опираясь на ООН и региональные организации - ОДКБ, ШОС и СНГ.

Права человека и "огульная" критика в адрес России

Владимир Путин ближе к концу статьи вновь возвращается к критике США и Запада в целом в контексте проблематика прав человека. Во-первых, они "стремятся узурпировать правозащитное досье, полностью политизировать его и применять как инструмент давления. Критику же в свой адрес они не терпят, воспринимают сверхболезненно", - указывает он. "Во-вторых, объекты для правозащитного мониторинга подбираются выборочно, отнюдь не по универсальным критериям, а по усмотрению "приватизировавших" это досье стран", полагает премьер.

В частности, "Россия на себе ощущает необъективность, предвзятость и агрессивность задействованного против нее критиканства, которое порой переходит все мыслимые границы", - продолжает Путин. По его оценке, "критикуют огульно, волна за волной, планомерно пытаясь повлиять как на отношение к нам своих граждан, так и прямо на внутриполитическую ситуацию в России". "За всем этим стоят отнюдь не высокие моральные и демократические принципы", - делает вывод он.

Россия же, как молодая демократия, "зачастую проявляет излишнюю скромность, щадит самолюбие опытных партнеров", считает кандидат в президенты. Хотя стране есть что сказать - "и в старых демократиях встречаются серьезные нарушения, на них не нужно закрывать глаза". Речь, по его словам, конечно, не идет о том, чтобы действовать "по принципу "сам дурак" - от конструктивного обсуждения проблем в области прав человека выигрывают все стороны".

Напомнив о вышедшем под Новый год первом докладе МИДа о состоянии прав человека за рубежом, Путин указывает на вопиющие нарушения прав русскоязычного населения в странах Балтии - Латвии и Эстонии. "С существованием позорного статуса "неграждан" мириться нельзя. Да и как можно мириться с тем, что каждый шестой латвийский житель и каждый тринадцатый житель Эстонии как "неграждане" лишены основополагающих политических, избирательных и социально-экономических прав, возможности свободно использовать русский язык", - пишет он.

Он упоминает состоявшийся недавно в Латвии референдум, итог которого показал, что подавляющее большинство граждан выступили против придания русскому языку статуса государственного. Однако к участию в нем не допустили более 300 тысяч русскоязычных "неграждан", подчеркивает российский премьер. "И совсем ни в какие ворота не лезет отказ латвийского ЦИК предоставить делегации Общественной палаты России статус наблюдателей на референдуме. А международные организации, ответственные за соблюдение общепринятых демократических стандартов, как будто в рот воды набрали", - возмущается он.

С кем и как "дружить"

Говоря о перспективе развития отношений с Европой и США, Владимир Путин обещает продолжить самую активную работу по отмене виз с ЕС, а также выражает готовность совершить "качественный прорыв" в российско-американских делах, "однако при условии, что американцы на деле будут руководствоваться принципами равноправного и взаимоуважительного партнерства".

В части статьи, посвященной отношениям РФ и США, Путин вновь перечисляет главные проблемы, прежде всего, ПРО, и отмечает, что "не способствуют упрочению взаимопонимания и регулярные попытки США заниматься "политической инженерией", в том числе в регионах, традиционно важных для нас, да и по ходу избирательных кампаний в России".

Напротив, активно и успешно Россия развивает партнерство с Китаем, который пугает Запад растущей мощью, а также со стремительно развивающейся Индией. "В последние годы российская дипломатия, наши деловые круги стали уделять больше внимания развитию сотрудничества со странами Азии, Латинской Америки и Африки", - продолжает глава правительства РФ.

"В этих регионах по-прежнему сильны искренние симпатии к России. Вижу в качестве одной из ключевых задач на предстоящий период наращивание с ними торгово-экономического взаимодействия, реализацию совместных проектов в области энергетики, инфраструктуры, инвестиций, науки и техники, банковского бизнеса и туризма", - пишет он.

Программа Путина, разбросанная по статьям, и претензии оппонентов

Статья Владимира Путина в "Московских новостях" стала продолжением цикла статей в российской прессе, в которых он определяет свою предвыборную программу. Первая, вступительная, появилась 16 января в "Известиях". Вторая статья, посвященная национальному вопросу, была опубликована в "Независимой газете" 23 января. Третья, под названием "О наших экономических задачах", - в газете "Ведомости" 30 января. Четвертая статья, "Демократия и качество государства", символично появилась после состоявшихся 4 февраля митингов в Москве и по всей России - в поддержку Путина и за честные выборы. Ее эксперты посчитали лучшей из четырех. Пятая статья, о социальной политике, вышла 13 февраля в "Комсомольской правде", шестая, о реформе армии и национальной безопасности, - 20 февраля в "Российской газете".

Как отмечает "Газета.ru", оппоненты Путина считают публикацию статей грубым нарушением закона о выборах, так как они не оплачиваются из избирательного фонда кандидата. Центризбирком, однако, нарушения закона не видит, утверждая, что это интересные для населения статьи, а не агитация.