Госдума рассматривает законопроект о борьбе с отмыванем денег
Архив НТВ.ru
 
 
 
Госдума рассматривает законопроект о борьбе с отмыванем денег
Архив НТВ.ru
 
 
 
Госдума рассматривает законопроект о борьбе с отмыванем денег
Архив НТВ.ru
 
 
 
Госдума рассматривает законопроект о борьбе с отмыванем денег
НТВ
 
 
 
Госдума рассматривает законопроект о борьбе с отмыванем денег
НТВ

Основной темой сегодняшнего заседания Госдумы станет расссмотрение во втором чтении законопроекта о борьбе с отмыванием денег. В четверг, 24 мая, Государственная дума России уже приняла в первом чтении внесенный Правительством России законопроект "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

В правительственном варианте закона предлагается подвергать обязательному контролю все операции с деньгами, если сумма сделки превышает 500 тысяч рублей. Обязательному контролю будут подлежать также сделки с недвижимым имуществом на сумму 2 млн. 500 тыс. рублей и более. Однако и парламентариев, и представителей государственных структур волнует вопрос: какая служба будет проверять происхождение денег.

Сегодня об этом говорил глава комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Шохин. Он сообщил, что "речь идет о том, чтобы новое ведомство не было силовым. Оно должно быть финансово-экономическим и заниматься в основном сбором информации. Этим уполномоченным органом, особенно на переходный период, на ближайшие месяцы, может стать, скажем, и Центральный банк или межведомственный центр при МВД. Если мы это быстро не сделаем, то в конце сентября международные структуры, занимающиеся борьбой с отмыванием денег, введут против России так называемые контрмеры или, попросту говоря, - санкции".

Какой должна быть служба, контролирующая происхождение средств, и какими полномочиями она должна располагать, рассказал заместитель руководителя межведомственного центра по противодействию отмыванию преступных доходов при МВД России Александра Бабичев.

По мнению Бабичева, "тот наработанный опыт, которые состоялся в МВД, он говорит о том, что, прежде всего, эта служба должна состоять из представителей различных ведомств и тем самым выполнять профильные интересы как отдельных ведомств, так и совместно решать вот эту задачу по противодействию прежде всего упреждающему противодействию не получению незаконных доходов, а потом уже возможному их отмыванию".

Второй важный момент, по мнению Бабичева, состоит в следующем: "Коль эта служба должна заниматься обобщением информации, ее систематизацией, анализом, предварительной проверкой с целью того, чтобы получить достаточные основания на подозрительное происхождение преступных доходов, фигурирующих в тех или иных операциях, то она должна сужать количество этих операций, а значит обладать хоть каким-то правом проведения начальной такой оперативно-розыскной деятельности".

А это, по мнению Бабичева, означает, что "эта служба должна быть руководима, конечно, представителем правоохранительных органов, наверно, это должен быть представитель органов МВД. Сам по себе, конечно, орган должен быть достаточно независимым".

Говоря о том, должно ли считаться отмыванием денег использование средств, полученных вследствие уклонения от налогов, преступлением, Бабичев сообщил, что здесь он поддерживает комитет Шохина. "Потому что разные целевые интересы стоят у государства. В одном случае государство всячески должно ставить препятствия по недопущению преступных доходов в легальную экономику, иначе они будут угрожать государственному управлению", - говорит Бабичев.

"А в другом случае, - сообщает он, - государство заинтересовано в том, чтобы наоборот вернуть в легальный сектор из тени те средства, которые были получены в результате уклонения от уплаты налогов, таможенных платежей". По мнению Бабичева, исходя их этих целей, "преступления, которые формируют незаконные доходы от налогов, от таможенных платежей, то есть то, что формирует бюджетную часть, они, конечно, не должны подпадать под действие отмывания".

Законопроект обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами, документально фиксировать и направлять в уполномоченный орган сведения о подозрительных операциях. Такие организации должны будут предоставлять уполномоченному органу в соответствии с его письменными запросами документы и другую имеющуюся у них информацию о юридических и физических лицах, а также о проведенных этими лицами операциях с денежными средствами или иным имуществом. "Банкам и иным кредитным организациям, осуществляющим деятельность на основе банковского законодательства, запрещается открывать анонимные счета", - подчеркивается в законопроекте.

Основной спор идет в Госдуме о самом контролирующем органе. В законопроекте сообщается, что противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, будет возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Президентом России. Этот орган будет получать, систематизировать, анализировать и при наличии достаточных оснований направлять информацию и материалы, касающиеся преступных доходов, в правоохранительные органы. Органы государственной власти России, субъектов федерации и Центробанк должны будут предоставлять уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций.

Документ также предусматривает расширение международного сотрудничества России в борьбе с отмыванием грязных денег.