МИД России заявил в среду, что в Москве считают невозможным вести диалог с так называемым альтернативным правительством Южной Осетии во главе с Дмитрием Санакоевым. "Невозможно, как бы сильно кому-то этого ни хотелось, вдруг повернуться спиной к Цхинвали и начать контакты с представителями Тбилиси на местах, не являющимися стороной в конфликте и по определению не имеющими никакого отношения к переговорному процессу", - говорится в комментарии МИДа, распространенном в среду, сообщает "Интерфакс".
Это заявление было вызвано появившимися публикациями в СМИ, в которых утверждается, что Россия якобы склоняется к тому, чтобы отказать правительству Южной Осетии в праве выступать в качестве стороны в конфликте, а вместо нее признать такой стороной размещенную в селе Курта администрацию Санакоева, передает ИТАР-ТАСС.
В российском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что в Москве не видят смысла "обсуждать что-то с грузинскими властями местного уровня, если есть возможность вести разговор непосредственно с центральным руководством страны".
"В Москве хорошо понимают, кому реально принадлежит власть в Южной Осетии и кого действительно поддерживает подавляющее большинство ее населения, - заметили в министерстве. - Любые попытки идти наперекор этой логике были бы противоестественными".
В минувший понедельник об отсутствии сделки по Южной Осетии между Россией и Грузией заявили в Стамбуле главы МИД обеих стран Сергей Лавров и Гела Бежуашвили. Ранее газета "Коммерсант" сообщила, что Тбилиси, взамен на уступки с грузинской стороны, предложит Москве прекратить все контакты с президентом непризнанной Южной Осетии Эдуардом Кокойты и вести диалог с главой временной администрации Цхинвальского региона Дмитрием Санакоевым. В качестве грузинских уступок рассматривается делегирование России роли официального гаранта будущих договоренностей по предоставлению Южной Осетии статуса широкой автономии в составе Грузии, узаконивание российского военного присутствия на грузинской территории на неопределенный срок, а также согласие на вступление России в ВТО.
Оба министра заявили, что их страны не проводят свою политику через прессу. "Я очень извиняюсь, но тема Кокойты не должна быть основной в беседе с нашим стратегическим партнером. Основной темой будет, как выйти из ситуации, в которой все мы, две наши страны, находимся", - сказал Бежуашвили. Кроме того, грузинский министр заявил, что Грузия "готова к поиску компромиссов с РФ в целях нормализации отношений двух стран".
"Мы стремимся к поиску компромиссов с РФ, компромиссов, которые не будут ущемлять национальные интересы Грузии и не нарушат территориальную целостность страны, - сказал он в интервью грузинским журналистам. - С учетом этих факторов мы заявляем, что Грузия готова к компромиссам с РФ".
По мнению Бежуашвили, после встречи президентов Грузии и РФ в Санкт-Петербурге в начале июня уже "есть определенные симптомы нормализации отношений". "Мы надеемся на то, что Россия предпримет определенные шаги по налаживанию отношений с Грузией, - продолжал он. - И Тбилиси, и Москва прекрасно понимают, что нельзя продолжать период охлаждения, который имеет место в последние год-полтора".
Отметим, что на прошлой неделе грузинские власти в одностороннем порядке постарались перекрыть каналы поступления российской помощи в Цхинвали. В прошлую среду президент Михаил Саакашвили распорядился прекратить действие соглашения между правительствами России и Грузии о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев.
В Грузии надеются, что денонсация договора поможет установить контроль над финансовыми потоками, поступающими в непризнанную республику. "Раньше Россия в обход ОБСЕ давала деньги Кокойты, а теперь будет общий котел и все средства будут передаваться признанным структурам Санакоева", - отметил глава комиссии по восстановлению территориальной целостности парламента Грузии Шота Малашхия. По мнению Малашхии, дни Эдуарда Кокойты сочтены: "Есть одна легитимная власть, и других структур не существует. Кокойты может, как Арафат, стать "голубем мира" и получить за это Нобелевскую премию".