Обвинение против экс-министра Абызова строится вокруг коммерческой сделки
government.ru

Обвинение, предъявленное задержанному накануне экс-министру по делам "Открытого правительства" Михаилу Абызову, строится вокруг сделки по продаже четырех энергокомпаний, сообщает "Коммерсант". По версии Следственного комитета России (СКР), структуры Абызова продали их за 4 млрд рублей при реальной стоимости 186 млн рублей.

46-летний экс-министр был задержан в Москве накануне во второй половине дня оперативниками управления "К" службы экономической безопасности ФСБ. Его возвращение совпало с днем рождения бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича, на празднование которого он должен был прилететь из Италии.

- "Из банки с пауками продолжают вылетать жвалы"
- "Те, за кем еще не пришли, воровать будут поспешнее и больше"

После отставки в мае 2018 года Абызов часто бывал за пределами России, но в правительстве никто не считал, что тот покинул страну: так, Абызов участвовал в нескольких совещаниях под руководством "цифрового" вице-премьера Максима Акимова, причем статус его в протоколах не указывался. После задержания Абызову предъявили обвинение в участии и создании организованного преступного сообщества с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ) и особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Свою вину Абызов не признал.

По версии СКР, Михаил Абызов в период с апреля 2011-го по ноябрь 2014 года, "являясь бенефициарным владельцем ряда офшорных коммерческих организаций, создал и возглавил преступное сообщество" как минимум с пятью соучастниками. Это один из бывших руководителей бизнес-группы RU-COM 45-летний Николай Степанов, экс-гендиректор энергокомпании ОАО "Сибирская энергокомпания" (СИБЭКО) 50-летний Александр Пелипасов, 49-летний бывший глава компании ОАО "Региональные электрические сети" (РЭС) Сергей Ильичев, 42-летний зампред совета директоров РЭС Максим Русаков и 49-летняя замгендиректора по экономике и финансам Новосибирской ГЭС Галина Фрайденберг. Двое из них были задержаны в Новосибирске и под спецконвоем доставлены в Москву.

"Путем обмана акционеров СИБЭКО и РЭС, осуществляющих на территории Новосибирской области производство и передачу электроэнергии, Абызов совершил хищение денежных средств данных компаний в размере 4 млрд рублей", - пояснила представитель СКР, отметив, что похищенные деньги "в полном объеме выведены за рубеж".

В СКР особо подчеркивали, что хищения, совершенные Абызовым и его сообщниками, "поставили под угрозу устойчивое экономическое развитие и энергетическую безопасность ряда регионов страны", в том числе Новосибирской области и Алтайского края.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков практически сразу после задержания пояснил, что Владимиру Путину было "заранее доложено" об обстоятельствах дела, но от дальнейших уточнений отказался. Пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева Олег Осипов также объяснил, что тот проинформирован о сложившейся ситуации.

"Как я понимаю, речь идет о действиях, которые не связаны с исполнением обязанностей члена правительства предыдущего состава", - сообщил он, добавив, что партнеры Абызова по бизнесу предъявляли к нему некие претензии, "и, наверное, эти претензии надо было урегулировать иным образом".

В аппарате правительства заявили, что задержание Абызова стало для них полной неожиданностью, хотя информация об "интересе" силовиков к деятельности бывшего министра обсуждалась в кулуарах с момента его отставки. При этом данная ситуация крайне неприятна для премьер-министра Медведева, советником которого Абызов был на протяжении ряда лет, сообщает источник "Коммерсанта" среди федеральных чиновников.

Основной проект Михаила Абызова в Белом доме, систему "Открытого правительства", сейчас предлагается в нынешнем виде ликвидировать, не отменяя саму реформу контрольно-надзорной деятельности в РФ. В начале 2019 года в частных беседах Абызов сообщал, что на этой стадии реформы он ожидает сильного давления со стороны реформируемых надзоров, и для него отставка не стала неожиданностью. Тем не менее связи между этой областью его деятельности и задержанием пока не усматривается.

Адвокаты фигурантов дела утверждают, что обвинение строится вокруг одной сделки, в ходе которой Абызов и его компаньоны приобрели 100% в четырех энергокомпаниях, после чего продали акции ФГУП "Алмазювелирэкспорт" за 4 млрд рублей, направив деньги в офшорные компании.

Руководство ФГУПа посчитало, что стоимость сделки завышена. По оценкам следствия, "стоимость компаний составляла 186 026 718 рублей 11 копеек". Потерпевшими выступают руководство ФГУПа и участвовавшие в сделках акционеры СИБЭКО и РЭС, не знавшие об их противоправности. По словам адвокатов, их подзащитные утверждают, что сделка была рыночной, а конфликт вокруг нее искусственно переведен в уголовную плоскость.

Уверенность практически всех в том, что Михаил Абызов задержан в результате коммерческого спора, является главной политической проблемой происходящего, пишет издание. Фактически это означает одобрение российской властью права силовых структур вмешиваться в коммерческие споры, предъявляя уголовные обвинения их участникам. Такие же проблемы возникли в феврале вокруг спора совладельцев Восточного банка, завершившегося арестом главы инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви.