В ОАО "НПО "Энергомаш" имени академика В. П. Глушко" утверждают, что 7 млн евро у них вымогали не за внесение изменений в акт проверки предприятия, а за разблокирование внешнеэкономической деятельности СП "РД-Амрос", поставляющего ракетные двигатели амери
НПО Энергомаш
 
 
 
По делу о вымогательстве взятки у руководства НПО "Энергомаш" были арестованы и обвинены следственным комитетом при прокуратуре РФ начальник инспекции Счетной палаты Юрий Гайдуков, глава федерального консультационного бюро "Лорд Энтерпрайзиз" Николай Серы
Архив NEWSru.com
 
 
 
Как рассказал руководитель ЦОС НПО "Энергомаш" Юрий Коротков, проверка, проводимая Счетной палатой, касалась законности и эффективности использования федерального имущества на предприятии
Архив NEWSru.com

В ОАО "НПО "Энергомаш" имени академика В. П. Глушко" утверждают, что 7 млн евро у них вымогали не за внесение изменений в акт проверки предприятия, а за разблокирование внешнеэкономической деятельности СП "РД-Амрос", поставляющего ракетные двигатели американской компании Lockheed Martin. Об этом в четверг пишет газета "Коммерсант".

По делу о вымогательстве взятки у руководства НПО "Энергомаш" были арестованы и обвинены следственным комитетом при прокуратуре РФ начальник инспекции Счетной палаты Юрий Гайдуков, глава федерального консультационного бюро "Лорд Энтерпрайзиз" Николай Серых и совладелец ресторана Carven Алан Гогичаев.

Как рассказал руководитель ЦОС НПО "Энергомаш" Юрий Коротков, проверка, проводимая Счетной палатой, касалась законности и эффективности использования федерального имущества на предприятии. Однако, по его словам, проверяющих больше интересовала внешнеэкономическая деятельность НПО, главным образом работа совместного российско-американского предприятия "РД-Амрос", которое было создано в 1997 году и является резидентом Соединенных Штатов. "Это явно выходило за рамки полномочий инспекторов, так как компания является американской, а не российской", - утверждает Коротков.

Запрошенные по этой фирме документы "Энергомаш" не смог предоставить в требуемые сроки, и тогда, в марте 2007 года, его руководство отправилось на встречу с председателем СП Сергеем Степашиным и аудитором Сергеем Абрамовым, чтобы более подробно проинформировать их о программах НПО, а также объяснить цели и задачи проекта РД-180 (экспортируемый уже десять лет в США ракетный двигатель, потребителем которого является фирма Lokheed). "Встреча прошла более чем в конструктивной обстановке", - считает Юрий Коротков.

Затем Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, в которую в ходе проверки якобы обращались представители Счетной палаты, приостановила лицензию СП "РД-Амрос" на экспорт ракетных двигателей, в результате чего предприятие "потеряло несколько десятков миллионов долларов, а целый ряд выгодных контрактов из-за отсутствия лицензии пришлось отложить на неопределенное время". По словам Юрия Короткова, "Энергомаш" оказался буквально "зажат в финансовые тиски".

Как раз в это время, в июле этого года, в НПО обратился Николай Серых, фирма которого в конце 1990-х годов являлась юридическим консультантом совета директоров "Энергомаша". Встретившись с первым замгендиректора НПО Дмитрием Пахомовым, он, по словам представителя предприятия, предложил решить все проблемы с проверяющими за 7 млн евро. Эту сумму юрист написал на листке бумаги.

Руководство НПО обратилось в правительство и к президенту Путину (после чего, в августе этого года, экспортную лицензию вернули), а затем и в управление по борьбе с коррупцией (управление "К") ФСБ России. Юрист Серых был задержан после того, как ему передали 1 млн евро наличными, помеченными спецсоставом. Затем под стражу взяли инспектора Гайдукова и совладельца ресторана Carven, в котором встречались стороны, Алана Гогичаева.

Проблемы для СП, считают в НПО, мог организовать только Юрий Гайдуков. "В конце 1990-х годов он занимал должность гендиректора Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции РФ и как госслужащий входил одновременно в совет директоров НПО "Энергомаш". Без его подписи не могла состояться ни одна экспортная сделка, - отметил Коротков. - Он был весьма информирован о том, насколько рентабелен проект РД-180".