Поручение президента Владимира Путина своему Совету по правам человека подготовить проект амнистии к празднованию 20-летия Конституции вызвал бурную реакцию общественности. Основной вопрос, волнующий всех, заключается в том, во что именно выльется в итоге эта инициатива, и коснется ли она наиболее болезненных для России дел (ЮКОСа и "болотного"). Это, в свою очередь, покажет, готова ли власть к диалогу с обществом, и даже поможет определить дальнейший курс развития страны, считают эксперты.
В подготовке предложений по амнистии, вероятнее всего, будут участвовать несколько рабочих групп СПЧ, пишет "Коммерсант". Глава Совета Михаил Федотов сообщил журналистам, что Совет выполнит поручение президента вовремя.
Член СПЧ Андрей Бабушкин отметил, что предстоящая амнистия, если она состоится, должна быть гораздо более масштабной, чем последняя - экономическая. "Одномоментно", по его мнению, стоит выпустить 30-40 тыс. человек, совершивших ненасильственные преступления, а еще 50 тысячам смягчить наказание, снизив сроки заключения.
Как отметил правозащитник, перед Олимпийскими играми в Сочи стоило бы выпустить также обвиняемых и осужденных по "болотному делу" и делу ЮКОСа - по его мнению, Владимир Путин это понимает, иначе не обратился бы к СПЧ.
Однако, как подчеркивает судья Конституционного суда в отставке член СПЧ Тамара Морщакова, "основная идея" амнистии - освободить совершивших ненасильственные преступления: если обвиняемых по "болотному делу" осудят за участие в массовых беспорядках, то рассчитывать им не на что, какие бы претензии к следствию и суду не высказывались. Больше шансов у Михаила Ходорковского и участниц группы Pussy Riot, которых в "насилии" не обвиняют.
Правозащитники: "немедленной" амнистии власть, скорее всего, предпочтет "отложенную"
Член СПЧ Игорь Каляпин также считает, что обольщаться первым путинским поручением, данным СПЧ, не стоит - когда на встрече с главой государства зашла речь об амнистии, он воспринял ее иронично. Дескать, "правозащитники всегда хотят кого-нибудь амнистировать", рассказал правозащитник РБК daily.
Между тем глава движения "За права человека" Лев Пономарев в газете "Московский комсомолец" пишет, что, по его данным, на столе у Путина сейчас лежат два варианта амнистии для фигурантов "болотного дела". Как ожидается, один из них ляжет в основу проекта постановления, который затем будет отправлен на рассмотрение в Госдуму.
В первом написано, что события 6 мая 2012 года приобрели неоднозначную оценку граждан, и их обсуждение ведет к нагнетанию напряжения и расколу в обществе, поэтому во имя гражданского мира и согласия следует объявить немедленную амнистию всем участникам тех событий.
Во втором - предлагается довести до конца расследование уголовных дел и судебные процессы, связанные с событиями 6 мая 2012 года на Болотной площади, и к тем, кто получит обвинительные приговоры, уже применить акт амнистии.
Принятие "немедленной амнистии" стало бы переломным моментом в современной России, считает Пономарев. Оно означало бы, что российская власть наконец поворачивается в сторону открытого диалога с обществом и дало бы надежду, что страна пойдет по пути развития демократии, а не авторитаризма.
Однако Путин сказал, что не исключает объявления амнистии после окончания всех юридических процедур. По мнению Пономарева, это означает, что события будут развиваться по второму варианту.
В этом случае люди, арестованные по "болотному делу", на длительное время останутся за решеткой. А судьба самой амнистии будет непредсказуема. По мнению Пономарева, "есть очень влиятельные люди в окружении президента, которые надеются, что, отложив акт амнистии, удастся спустить его на тормозах и отменить".
При таком развитии событий конфликт между обществом и властью будет обостряться, в чем, по мнению правозащитника, заинтересованы силовики, которые видят лишь один способ управлять общественным процессом - применяя угрозы и насилие.
Доведение до конца процедур означает, что всем фигурантам должен быть вынесен приговор, также пишет "Независимая газета". Если он окажется обвинительным, фигуранты должны подать прошение о помиловании, обязательно признав свою вину. Юридически президент может совершить акт милосердия без раскаяния осужденного. Однако, до сих пор представители российской власти и персонально Путин этого не делали. Нет оснований ожидать этого и сейчас, считает издание.