Присяжные со второго раза вынесли вердикт по громкому делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Первый раз судья вернул его на доработку, назвав "неясным", передает "Интерфакс".
При этом судья огласил некоторые пункты из ответов на вопросы, которые показались ему "неясными".
Со второй попытки вердикт присяжных звучит так: Никита Тихонов и Евгения Хасис виновны в убийствах и Станислава Маркелова, и Анастасии Бабуровой. Снисхождения они не заслуживают. Присяжные признали доказанным тот факт, что в преступлении, помимо этих молодых людей, участвовали "их неустановленные сообщники". Как передает корреспондент "Эхо Москвы", подсудимые воспринимали вердикт достаточно спокойно, Хасис обнимала Тихонова и улыбалась, тот слегка нервничал.
Вину Тихонова посчитали доказанной 8 присяжных из 12. Такой же разброс голосов был и по эпизоду убийства Бабуровой. В то же время Хасис не хватило до оправдания одного голоса. Также присяжные посчитали обоих подсудимых виновными в приобретении и хранении пистолета "Браунинг", из которого был застрелен адвокат. Присяжные вынесли единогласный обвинительный вердикт по эпизоду, в котором Тихонов и Хасис обвинялись также в хранении другого оружия: пистолетов, самодельных пистолетов и револьвера, автомата Калашникова и ряда взрывных устройств. Тихонов также признан виновным в использовании поддельных документов.
Защита Тихонова и Хасис в будущем непременно обжалует приговор, вынесенный на основании вердикта присяжных, сообщил адвокат Никиты Тихонова Александр Васильев. По его словам, такой вердикт незаконен. Адвокат пояснил, что его подзащитному может грозить пожизненное заключение, а Евгении Хасис - до 20 лет колонии.
Ранее стало понятно, что коллегия присяжных не смогла прийти к единому мнению по вопросу о доказанности вины подсудимых Никиты Тихонова и Евгении Хасис. Как сообщила ИТАР-ТАСС руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева, с того момента, как присяжные удалились в совещательную комнату, прошло три часа. Это значит, что присяжные не смогли принять единогласного решения и приступили к процедуре голосования.
Согласно законодательству, решения о доказанности вины принимается большинством голосов. В случае, если голоса 12 присяжных разделились поровну, то вердикт считается оправдательным.
Перед тем, как коллегия присяжных удалилась, суд согласовал и поставил перед присяжными 21 вопрос, ответы на которые должны были лечь в основу вердикта.
Председательствующий по делу Александр Замашнюк выступил перед присяжными с напутственным словом, обобщив собранные по делу доказательства вины и невиновности подсудимых. Речь Замашнюка вызвала возражение со стороны защиты, которая посчитала, что у нее был обвинительный уклон.
Замашнюк не принял возражений адвокатов и подсудимого Тихонова, заявив, что рассматривает их как попытку вернуться к прениям сторон. Замашнюк также удалил из зала заседаний сестру Тихонова, на которую со стороны судебных приставов поступил некий доклад. Причина удаления сестры Тихонова остается неизвестной.
В завершение напутственного слова Замашнюк напомнил присяжным о принятой ими присяге и том гражданском долге, который возложен на них. Председательствующий разъяснил присяжным порядок выяснения вердикта, согласно которому в случае принятия единогласного решения, вердикт может быть оглашен вне зависимости от времени нахождения в совещательной комнате. В случае расхождений во мнениях, пояснил судья, присяжные обязаны провести в совещательной комнате не менее трех часов и только затем приступить к голосованию.
Перед удалением в совещательную комнату присяжные отдали суду свои мобильные телефоны и, не попросив у Замашнюка дополнительных разъяснений, ушли обсуждать вердикт. Подсудимые Тихонов и Хасис проводили присяжных стоя, с улыбками.
Накануне в суде закончились прения сторон. Выступая перед присяжными, прокурор Борис Локтионов заявил, что считает вину подсудимых полностью доказанной. В свою очередь защитники и подсудимые просили вынести оправдательный вердикт. Хасис выразила надежду на справедливое решение заседателей, отметив, что ни она, ни Тихонов не причастны к убийству.
В свою очередь Тихонов напомнил, что признает себя виновным только в использовании поддельных документов и незаконном обороте оружия. По его словам, он вынужден был заняться этим бизнесом, поскольку находился на нелегальном положении и был объявлен в розыск по делу об убийстве Александра Рюхина.
Незадолго до окончания слушаний оба подсудимых предприняли попытку самоубийства, однако, по данным врачей, нанесенные повреждения не представляют угрозы их жизни и здоровью. Представитель потерпевших Владимир Жеребенков выразил уверенность, что попытка суицида была "явной симуляцией" для того, чтобы развалить коллегию или вызвать жалость у присяжных. Аналогичного мнения придерживается старший брат погибшего адвоката - журналист и политик Михаил Маркелов.
Станислав Маркелов и Анастасия Бабурова были застрелены в центре Москвы 19 января 2009 года на улице Пречистенке выстрелами в упор из пистолета "Браунинг". По обвинению в совершении убийства на скамье подсудимых Мосгорсуда находятся один из основателей журнала "Русский образ" Никита Тихонов и активистка правозащитной организации "Русский вердикт" Евгения Хасис.
Тихонов обвиняется в убийстве, незаконном хранении оружия и подделке документов, ему грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Хасис предъявлено обвинение в пособничестве убийству. В рамках выделенного в отдельное производство дела расследуется причастность к убийству еще нескольких друзей Тихонова, известных своим участием в националистическом движении в России.
По данным следствия, обвиняемые совершили преступление в связи с активным участием Маркелова в антифашистском движении и осуществлением им профессиональной деятельности по защите лиц, придерживающихся антифашистской идеологии. Как сообщил ранее официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, Бабурова была застрелена как очевидец убийства Маркелова.