The Insider и Bellingcat удалось идентифицировать одного из ключевых фигурантов дела о сбитом Boeing MH17, ранее известном как высокопоставленный сотрудник ФСБ "Владимир Иванович". Им оказался заместитель руководителя погранслужбы ФСБ генерал-полковник Андрей Бурлака. По данным авторов расследования, именно он санкционировал все поставки боевикам тяжелой военной техники через российско-украинскую границу.
В ноябре 2019 года Объединенная следственная группа (JIT), расследующая дело о сбитом Boeing MH17, опубликовала 23 телефонных разговора, перехваченных накануне катастрофы. JIT утверждает, что непосредственно перед днем катастрофы интенсифицировались контакты между ДНР и кремлевскими кураторами. Одним из участников этих телефонных разговоров был некто "Владимир Иванович", который, судя по перехватам, отвечал за перемещение через границу тяжелых вооружений, включая комплекс "Бук", из которого был сбит самолет.
В телефонных перехватах, опубликованных JIT, "Владимир Иванович" упоминается неоднократно, и из контекста явствует, что он играл ключевую роль в курировании военных действий на Донбассе и согласовании передвижения вооружений через российско-украинскую границу. Он сохранял руководящую роль как минимум до конца июля: накануне катастрофы глава ДНР Александр Бородай спрашивает Владимира Ивановича, "могут ли наши вертолеты работать в районе Мариновки", но тот перед ответом просит включить шифрование связи. Утром того же дня бывший министр обороны ДНР Игорь Гиркин (Стрелков) и Бородай были запечатлены в сюжете Lifenews в 6 километрах от приграничной Мариновки - всего в 3 километрах от места гибели Boeing.
На следующий день некий Сергей позвонил из Крыма Владимиру Ивановичу и сообщил, что он летит в Ростов с командой из семи человек и в субботу они уже должны прибыть в пункт назначения. Для их задания им потребуются некоторые вещи, причем все это согласовано с главой ФСБ Бортниковым. В ходе другого их разговора Сергей сообщает, что обсудил со своим старшим свой список пожеланий для задания, и тот велел Сергею в случае необходимости обратиться лично к Суркову, поскольку именно он ставит задачи. Сам Владимир Иванович заявляет, что ничего не может сказать относительно списка, поскольку у него на этот счет есть "установки от руководителя".
В другом разговоре "Владимира Ивановича" называют "большим начальником", "прилетевшим из Москвы". Из общего контекста становится понятно, что "Владимир Иванович" по своему статусу выше наиболее высокопоставленных командиров на Донбассе и что именно с ним согласовывается поставка тяжелых вооружений на Донбасс.
JIT опубликовал несколько телефонных номеров, которыми пользовался "Владимир Иванович". Один из них обнаружился в приложении GetContact как "Владимир Иванович", причем вместе с контактом сохранен его второй номер. Поиск по этому второму номеру выдает контакт под именем "Владимир Иванович Бурлак": после нескольких месяцев поисков его упоминание было обнаружено в переписке 2014 года, в которой личность "Владимира Ивановича" отождествляется с личностью замдиректора ФСБ Андрея Ивановича Бурлака. Сравнение голоса "Владимира Ивановича" и Бурлаки позволяет предположить, что речь идет об одном и том же человеке.
Начальник оперативно-организационного управления Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Андрей Бурлака родился в 1965 году в дальневосточном городке Советская Гавань на берегу Японского моря. В 1986 году он окончил Московское высшее пограничное училище КГБ СССР, служил пограничником, затем в 1995 году окончил Академию ФСБ и отправился продолжать службу в родной Хабаровский край, где занял пост руководителя пограничной службы Дальневосточного округа. В 2012 году его перевели в Москву на нынешнюю должность.
Данные перелетов Бурлаки указывают, что в 2014 и 2015 годах он постоянно летал в Ростов, Крым и Краснодар. 15 июля 2014 года Бурлака прилетает из Москвы в Ростов, а 18 июля, на следующий день после катастрофы, возвращается в Москву. А 16 июля в перехваченных разговорах о нем говорят как о "только что прилетевшем из Москвы". В октябре 2015 года в одном малоизвестном блоге были опубликованы черновики внутренних документов ФСБ, один из которых подписан именем Бурлаки и содержит просьбу об изготовлении поддельных документов для некоего агента по кличке "Чапаев" - командира одного из подразделений ополчения ДНР.
Напомним, малайзийский Boeing 777-200, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, был сбит 17 июля 2014 года под Донецком в зоне вооруженного конфликта в Донбассе. На борту находились 298 человек (граждане почти двух десятков государств), все они погибли.
Для расследования катастрофы была создана Совместная следственная группа (ССГ). В нее вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. Россия же в нее не вошла. С самого начала возникли подозрения, что к уничтожению лайнера имеют отношения подразделения российской армии, использовавшие для уничтожения самолета зенитно-ракетный комплекс "Бук".
Обвинения предъявлены бывшему министру обороны так называемой Донецкой народной республики (ДНР) и отставному полковнику ФСБ Игорю Стрелкову-Гиркину, его заместителю, командиру разведгруппы и генерал-майору Сергею Дубинскому с позывным "Хмурый", его заместителю полковнику Олегу Пулатову, который, предположительно, был связан с разведкой в Донецке. Украинский подозреваемый в деле - полевой командир сепаратистов Леонид Харченко. В данный момент из-за пандемии коронавируса расследование приостановлено, дата его возобновления будет известна 8 июня.
Следственная группа пришла к выводу, что самолет был сбит ракетой "земля-воздух" неподалеку от населенного пункта Снежное. Ракета была выпущена из зенитно-ракетного комплекса "Бук", доставленного, по версии следствия, на территорию Украины из России. Россия отрицает причастность к инциденту.
В рамках расследования встал вопрос и о том, какова роль российского руководства в произошедшем. Голландские следователи обнародовали несколько телефонных разговоров между Игорем Гиркиным и российскими чиновниками - предположительно, главой Крыма Сергеем Аксеновым и помощником президента России Владиславом Сурковым. В разговорах речь шла о помощи от России. В беседе с Аксеновым Гиркин перечислил, что необходимо - противотанковая артиллерия, танки и ПВО с уже готовыми специалистами, так как своих "времени готовить у нас не будет, уже нет". Ему сообщили, что помощь придет.
А Сурков за неделю до катастрофы MH17 заверял премьер-министра ДНР Александра Бородая в том, что "поговорил со старшими товарищами, старше не бывает" о военной помощи ополченцам и намекнул на некое "переломное действие".
В середине ноября 2019 года Международная следственная группа опубликовала телефонные перехваты, из которых следует, что Россия полностью контролировала процесс вторжения пророссийских вооруженных формирований на территорию Украины, а оружие ополченцам отправляли по каналам ФСБ и ГРУ. Были обнародованы и показания свидетеля, из которых следовало, что рядом с "Буком", из которого выпустили ракету по лайнеру, находились сотрудники ФСБ.