6 декабря на Кронштадтском бульваре на севере Москвы произошла драка между группой уроженцев Северного Кавказа и болельщиками столичного футбольного клуба "Спартак"
RTV International
 
 
 
Погиб Егор Свиридов
RTV International
 
 
 
Само это убийство и, в большей степени, действия правоохранительных и следственных органов, возмутили фанатскую среду и спровоцировали массовые беспорядки по всей Москве, а также в некоторых других городах России
RTV International

Московский следователь Михаил Соколов, расследовавший убийство футбольного болельщика Егора Свиридова, решился прервать молчание и объяснить, почему он отпустил пятерых из шести кавказцев, пойманных сразу после той роковой драки 6 декабря.

По его словам, задерживать этих пятерых было просто не за что. Предполагаемого убийцу, который произвел смертельный выстрел в Свиридова, арестовали как положено, а остальные даже не били фаната - они дрались с другими участниками конфликта. За это им можно было инкриминировать "побои", но и в этом случае их пришлось бы отпустить, потому что данная уголовная статья карает максимум двумя годами тюрьмы, а арест полагается, если наказание тянет на больший срок.

"Факт в следующем: уроженцы Дагестана доставлялись в органы внутренних дел, и решение принималось там. А арестовать этих людей непонятно за что мы не могли, это незаконно. Может, для 37-го года это нормально, а для правового государства - нет", - заявил Соколов в интервью "Московскому комсомольцу".

- В СК защищают Соколова, в ГУВД указывают на "любопытную деталь"
- Следователю грозит уголовная статья о халатности
- Суд заочно арестовал двух подозреваемых в нападении на Свиридова
- Уровень ксенофобии среди москвичей - самый высокий в России

"Надо сначала разбираться, - продолжил он. - Я считаю, что неправильно отправлять за решетку людей, если их роль в преступлении не ясна. На практике есть примеры, когда задержанные проводили в изоляторах по 8-9 месяцев, а потом оказывалось, что они невиновны".

Следователь отрицает, что встречался с родственниками задержанных и отпустил их за взятку, в чем его хором обвиняют друзья убитого и даже называют сумму - 600 тысяч рублей. Соколов убежден, что у него есть все основания выиграть дело в суде по поводу клеветы. "Но сейчас все слишком ангажировано, и привлекать внимание и поднимать еще большую шумиху я не хочу", - сказал он.

По словам следователя, он молчал потому, что не считает нужным оправдываться. Однако теперь он решил донести до общества свою позицию и юридические моменты сложившейся ситуации. "В истории с убийством Егора Свиридова с точки зрения юриспруденции убийца один. Мы не отпускали преступников. Основания для задержания этих людей не было", - повторил он.

Соколов признался, что опасается в связи с многочисленными угрозами со стороны болельщиков в свой адрес, которыми "пестрит интернет". "Я ведь обычный человек, хожу по улице, езжу в метро. А вокруг этой ситуации сейчас такая отрицательная аура. Выступали президент, премьер-министр", - напомнил он.

В конце интервью следователь рассказал, что за всю его 11-летнюю практику такого случая, как этот, еще не было. Однако он убежден, что способен расследовать уголовное дело любой сложности: "Я имею представление, как надо работать".

В СК защищают Соколова, в ГУВД указывают на "любопытную деталь"

Неназванный источник издания в Следственном комитете защитил Соколова, заявив с уверенностью, что никаких денег тот не брал, и формально все действия следствия были правильными. "Вопрос тут скорее во взаимодействии с милицией, которая должна была вести дальнейшую работу с задержанными. Необходимо было не только дать им поручения, но и сразу же выделить материалы в отношении этих пятерых лиц и их туда направить", - сказал источник.

"Арестовать этих пятерых - значит нарушить закон. Конечно, никто не предвидел таких последствий, ведь массовые драки - не редкий случай. Следователи сработали по сценарию обычного для Москвы преступления, а надо было подстраховаться, учесть, что фанаты могут взбунтоваться", - рассудил представитель СК.

В свою очередь вдова Егора Свиридова Яна ранее рассказала "Комсомольской правде", что поначалу следователи были настроены сделать все, чтобы нападавшие остались за решеткой, но затем неожиданно отпустили их, а следователь Михаил Соколов заявил, что "дагестанцы ни в чем не виноваты, подумаешь, побои какие-то".

А председатель координационного совета профсоюза столичного ГУВД Михаил Пашкин сказал, что освободить задержанных кавказцев не могли без ведома начальства. Он указал на "любопытную деталь": в ночь после задержания всех участников драки к ОВД "Головинский" были вынуждены вызвать ОМОН, так как к отделению приехала толпа дагестанцев. "Так вот, без ведома начальства ни один омоновец никуда не поедет. Если вызывали ОМОН, значит, о ситуации знал как минимум начальник УВД округа. Как вы считаете, примет ли следователь или начальник Головинского ОВД решение без ведома начальника округа? Если бы все тихо и мирно было: убили - задержали, то да. А тут-то уже ОМОН, шумиха. Наверняка решение отпустить задержанных принимало начальство. Но накажут, думаю, крайних - следователя или рядового оперативника".

Следователю грозит уголовная статья о халатности

Напомним, 6 декабря на Кронштадтском бульваре на севере Москвы произошла драка между группой уроженцев Северного Кавказа и болельщиками столичного футбольного клуба "Спартак". Всего в драке участвовали более 10 человек. Шестерых кавказцев задержали, но затем отпустили всех, кроме 26-летнего уроженца Кабардино-Балкарии Аслана Черкесова, признавшего свою вину.

Само это убийство и, в большей степени, действия правоохранительных и следственных органов, возмутили фанатскую среду и спровоцировали массовые беспорядки по всей Москве, а также в некоторых других городах России.

Против следователей, отпустивших задержанных, завели уголовное дело о халатности. Ранее президент России Дмитрий Медведев предположил, что отпустили подозреваемых под давлением или за взятку и потребовал детально разобраться в этом и наказать виновных. А премьер Владимир Путин в ходе "прямой линии" с россиянами признал, что именно отсутствие должной реакции властей на убийство Свиридова спровоцировало бунт радикальной молодежи.

Впоследствии органы внутренних дел нашли и заново задержали Хасана Ибрагимова и Наримана Исмаилова, которым предъявили обвинения в совершении преступлений, предусмотренных статьями 213 (хулиганство) и 116 (побои) УК РФ. 11 декабря Замоскворецкий суд арестовал Ибрагимова и Исмаилова.

13 декабря Замоскворецкий суд санкционировал арест еще одного участника драки, 20-летнего Артура Арсибиева, подозреваемого по тем же статьям.

Суд заочно арестовал двух подозреваемых в нападении на Свиридова

Замоскворецкий суд Москвы заочно арестовал двух подозреваемых в участии в драке, в которой был убит болельщик "Спартака" Егор Свиридов, сообщили в суде во вторник.

Пресс-секретарь суда Евгения Пазухина уточнила "Интерфаксу", что заочно арестованы находящиеся в международном розыске уроженцы Дагестана Акай Акаев и Рамазан Утарбиев. "Они обвиняются по двум статьям УК РФ: ст. 213 - хулиганство и ст. 116 - побои", - отметила она.

Уровень ксенофобии среди москвичей - самый высокий в России

В настоящее время, по данным ГУВД, в Москве нет вспышки преступлений экстремистского и националистического характера, обстановка в городе спокойная. Как заверил во вторник на пресс-конференции заместитель начальника управления Вячеслав Козлов, оно примет все меры, чтобы не допустить несанкционированных акций. "Если кто-то вынашивает идеи вывести людей, они делают это напрасно", - цитирует его ИТАР-ТАСС.

Однако социологи не разделяют оптимизма столичных правоохранителей. По их данным, уровень ксенофобии среди москвичей - самый высокий в России, передает "Росбалт". Так, усиление межнациональной напряженности сегодня ощущают 56% москвичей, в то время как респонденты, живущие в других населенных пунктах, не отмечают каких-либо всплесков, показывают результаты опроса, проведенного "Левада-Центром".

31% жителей столицы испытывают раздражение по отношению к мигрантам, 27% заявляют о неприязни, менее 1% признаются в симпатиях. Если в целом по России на необходимости выдворять иммигрантов настаивают 47% респондентов, то в столице этот показатель увеличивается до 71%.