Россия потребовала вернуть на родину для захоронения останки сотрудников посольства России в Ираке, трагически погибших от рук террористов. За убитых россиян Москва спросит с Вашингтона. Убийство сотрудников российского посольства в Ираке всколыхнуло весь мир. В Москву хлынули тысячи соболезнований из самых разных стран. Развернулись дискуссии вокруг ответственности коалиционных сил, которые российские политики и депутаты, будто сговорившись, вновь начали называть "оккупационными".
Тела четырех россиян, зверски убитых в Ираке террористами из "Аль-Каиды", пока не найдены, и перед теми, кто не смог вызволить наших соотечественников из плена, поставлена теперь другая задача - вернуть на родину для захоронения хотя бы их останки. Причем требование это выдвигается не столько к российским спецслужбам, влияние которых в Ираке сведено почти к нулю, сколько к возглавляемым американцами коалиционным силам и местным властям, пишет "Время новостей".
На них же, а не только на "Аль-Каиду", возлагает Россия ответственность за произошедшую трагедию. "Необходимо определить степень ответственности тех сил, которые должны обеспечивать безопасность в Ираке", - заявил Анатолий Сафонов, спецпредставитель президента России по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью.
У России есть все юридические основания предъявлять претензии США, ведь еще в июне 2004 года Совет Безопасности ООН утвердил резолюцию, согласно которой коалиционные войска "уполномочены принимать все необходимые меры для содействия поддержанию безопасности и стабильности в Ираке". И это коалиционные войска, которых в Ираке почти 180 тысяч, причем из них 127 тысяч - американские военнослужащие, должны обеспечивать безопасность сотрудников дипломатических миссий, каковыми и являлись погибшие россияне.
За убитых россиян Москва спросит с Вашингтона
Сложившуюся в Ираке ситуацию должны были обсудить вчера и в Нью-Йорке. Россия потребовала экстренного созыва Совета Безопасности ООН и вынесла на обсуждение специальную резолюцию. Могло создаться впечатление, что в предложенном российскими дипломатами проекте резолюции тоже прозвучит жесткая критика. Однако, как признал пожелавший остаться неназванным сотрудник российского постпредства при ООН в Нью-Йорке, "в предложенном проекте нет никаких обвинений".
В нем есть только призыв осудить убийство и оказать помощь правительству Ирака в обеспечении безопасности дипкорпуса. "Обвинений не могло быть, ведь подобные проекты вносятся не ради драки, а ради достижения консенсуса по проблеме", - заметил собеседник "Времени новостей". Тем не менее, остальные члены Совбеза попросили дать дополнительное время для изучения проекта. Резолюция по иракской трагедии появится, таким образом, уже только в среду или в четверг.
В проекте резолюции нет и никаких материальных претензий к коалиционным войскам. Но в российском МИДе не исключают, что такие претензии могут быть выдвинуты, правда, не Россией как государством, а родственниками погибших. "Иски к коалиционным войскам со стороны семей с требованиями финансовой компенсации вполне возможны", - говорят источники.
Родственники погибших не верят, что их убили
Родственники погибших не верят, что их родных убили, пишет "Комсомольская правда". В доме на улице Генерала Белова в семье офицера Николая Смирнова уже больше двух недель не выключают телевизор, когда было официально объявлено, что в Ираке пропали наши дипломаты. Мать Анатолия Смирнова не верит, что ее сына убили.
На кухонном столе - никакой еды, только лекарства. И все время работает телевизор. Репортажи из Ирака для этой женщины - последняя возможность быть ближе к сыну - живому или мертвому. "Я не верю, что Толю убили - этого никто не видел. Друзья смотрели эту ужасную съемку и его не увидели. Нет тел погибших, нет тела Толи. А пока это так - он для меня и друзей живой. Ему десятого июля 33 года бы было", - говорит мать.
Тем временем министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил журналистам, что российские власти "делают все возможное, чтобы родные смогли получить и захоронить тела наших товарищей", а "преступники, совершившие эту гнусную акцию, были найдены и преданы суду". Вчерашнее совещание президента Владимира Путина с российскими дипломатами началось с минуты молчания в память о погибших коллегах.
"Коалиционные силы обязаны значительно повысить внимание к обеспечению безопасности иностранных представительств", - продолжил глава МИД, тем самым косвенно возложив на американцев часть ответственности за гибель сотрудников нашего посольства. Понятно, что Сергей Лавров по должности обязан оставаться, прежде всего, дипломатом.
В проекте заявления Госдумы коалиционные силы вновь названы "оккупационными"
Депутаты российской Госдумы настроены радикальнее. Они намерены заявить, что ответственность за гибель российских дипломатов в Ираке лежит на оккупирующих эту страну державах. В среду палата примет заявление "В связи с информацией об убийстве российских граждан в Ираке", и проект его был составлен вчера в "жестких тонах". В проекте заявления палаты коалиционные силы вновь названы "оккупационными".
"Вся ответственность за ситуацию в Ираке, включая обеспечение безопасности его граждан, а также иностранных специалистов, по-прежнему лежит на оккупирующих державах. Случившуюся трагедию, по нашему глубокому убеждению, они могли бы предотвратить", - говорится в этом документе.
По мнению депутатов, оправдываются тревожные реалистические оценки, которые давались российской стороной еще два года назад о том, что события в Ираке будут развиваться по наихудшему сценарию, а силовые акции оккупирующих стран лишь способствуют эскалации насилия.
В этой связи заявляется, что "позиция России в отношении Ирака была верной и единственно возможной в сложившейся ситуации". "Россия не позволит никакими провокациями втянуть себя в иракский конфликт, и будет по-прежнему последовательно выступать за мирное урегулирование в Ираке силами прежде всего самого иракского народа и всех ответственных представителей иракского общества", - говорится в проекте заявления Госдумы.
"Как показало время, военная операция в США была крупной ошибкой", - сказал глава комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев. Не менее жестко высказалась первый зампред Госдумы Любовь Слиска. По ее словам, "вся ответственность за смерть россиян лежит на тех, кто искал в Ираке оружие массового поражения, но так его и не нашел".
Загадочная пленка
Разумеется, дискуссии вокруг ответственности коалиционных сил не снимают вины с непосредственного исполнителя преступления. Связанная с "Аль-Каидой" группировка "Маджлис-шура моджахедов" с ужасающей наглядностью продемонстрировала, что с террористами нельзя говорить с позиций здравого смысла. Ни тот факт, что Россия с самого начала выступала против начавшейся в марте 2003 года американской операции в Ираке, ни даже присутствие среди заложников мусульманина Рината Аглиулина - не остановили хладнокровных убийц, варварски казнивших представителей традиционно дружественной к Ираку страны.
Что говорится в заявлении террористов
"Приговор Аллаха в отношении российских дипломатов приведен в исполнение. Мы отомстили за пытки, убийства наших братьев и сестер неверным российским правительством. Не мы изобрели убийство как способ борьбы. Это случалось и раньше. И это должно быть продолжено. Ошибаются те, кто утверждает, будто бы убийство во имя Аллаха - святотатство".
Что показано на пленке
Общая продолжительность записи - 97 секунд. Она начинается с цитаты из Корана, написанной белыми буквами на черном экране. Голос за кадром читает: "Когда кто-то нападает на тебя, ты нападаешь на них". Затем появляются кадры с дипломатами, каждый из которых смотрит прямо в камеру и говорит по-русски. Сотрудники российской дипмиссии - Федор Зайцев, Олег Федосеев, Ринат Аглиулин, Анатолий Смирнов - по очереди называют свои имена, отчества, фамилии, возраст, должность в диппредставительстве, семейное положение. За спиной - красный фон. По всей видимости, записи делались одновременно. Все они датированы 13 июня 2006 года.
После монтажной склейки двое мужчин в черной одежде с черными масками на лицах кричат "Аллах акбар!", а затем отрезают голову сначала одному, затем второму заложнику. Глаза у них завязаны и лиц почти не видно. Третьего заложника выводят на улицу в проход между домами и стреляют ему в голову. Когда сделаны эти кадры, неизвестно.