Юрий Лужков
РГТЭУ
 
 
 
Муртаза Рахимов
Russian Look
 
 
 
Сергей Дарькин
Russian Look

После отставки бывшие губернаторы теряют прежний административный статус и вес, лишь единицы из них получают федеральные посты, свидетельствующие о продолжающемся карьерном росте. По большей части экс-главы регионов вынуждены переезжать в Москву. В столице они отправляются в "почетную ссылку" в Совет Федерации или занимают должности в бизнес-структурах.

Некоторые отставники вообще исчезают из публичного пространства, говорится в новом докладе фонда "Петербургская политика", посвященном политической судьбе губернаторов после утраты поста. Глава организации Михаил Виноградов признался "Газете.ru", что самой большой проблемой для авторов доклада стали такие "губернаторы-потеряшки" из-за полного отсутствия информации о них.

В докладе политологи анализировали события в жизни экс-губернаторов, покинувших посты во временном промежутке с 2005 по 2011 годы. Общие тенденции утраты статуса наиболее ярко проявились на примере таких политических тяжеловесов, как экс-мэр Москвы Юрий Лужков, руководитель Башкирии Муртаза Рахимов, бывший губернатор Приморья Сергей Дарькин, экс-глава Орловской области Егор Строев и бывший калининградский губернатор Георгий Боос.

Исследователи подсчитали, что из 87 бывших губернаторов в Совфед перешли 19 человек, руководящие должности в бизнес-структурах заняли 16 экс-глав. Только трое бывших руководителей получили посты министров, четверо стали заместителями министров, двое стали чиновниками Счетной палаты. Остались в активной политике 19 экс-губернаторов - Николай Меркушкин, Ментимер Шаймиев, Николай Федоров, Александр Хлопонин, Виктор Ишаев, Игорь Слюняев, Сергей Шойгу, Виктор Толоконский, Сергей Собянин, Юрий Лужков, Валентина Матвиенко, Роман Абрамович.

По заключению экспертов, сохранили гипотетические возможности участия в региональной политике 11 бывших руководителей регионов - в том числе Муртаза Рахимов, Мурат Зязиков, Кирсан Илюмжинов, Михаил Машковцев, Владимир Тихонов, Валерий Сердюков, Эдуард Россель, Дмитрий Зеленин, Александр Филипенко, Юрий Неелов.

В Москву из регионов уехали 48 бывших губернаторов. Как правило, экс-руководителя выдавливает новая элита, причем старается, чтобы вместе с ним с насиженного места снялись и члены его семьи, у которых часто имеются связи с местным бизнесом. Но бывают и уникальные случаи трудоустройства экс-губернатора в регионе, как это было с бывшим главой Амурской области Леонидом Коротковым, который, оставшись в регионе, стал работать преподавателем в школе, отмечает Михаил Виноградов.

"Потеряшки" в стрессе, уголовщина и перспективы

О 24 бывших руководителях известно очень мало, они сошли с политического горизонта. К примеру, авторы доклада не смогли найти сведений о местопребывании бывшего руководителя Карелии Андрея Нелидова. В последнем сообщении о нем говорилось, что он отправляется "путешествовать в плавучем доме по рекам и озерам" республики. Глава фонда объясняет уход политических деятелей в тень пережитым стрессом от неожиданной утраты статуса. Иногда губернаторы избегают публичности, потому что после ухода вынуждены решать личные проблемы - ведь нередко во время работы в регионе они заводят новые семьи.

Как отмечается в докладе, объектами уголовного преследования стали четыре бывших руководителя регионов - бывший губернатор Амурской области Леонид Коротков, иркутский экс-глава Александр Тишанин, бывший тульский губернатор Вячеслав Дудка и экс-глава Ненецкого округа Алексей Баринов.

Самым громким был скандал с Вячеславом Дудкой. В августе 2011 года он был исключен из "Единой России" за "дискредитацию партии в глазах общественности требованиями о выплате ему компенсаций после ухода с поста губернатора". В сентябре прошлого года Дудку заключили под домашний арест. Ему инкриминируется получение взятки в 40 млн рублей, напоминает журнал Forbes.ru.

Экспертам было сложно оценить влияние, которое бывшим руководителям удалось сохранить в своих регионах. Однако, изучив в преддверии возвращения прямых губернаторских выборов опросы общественного мнения, политологи выяснили, что во многих случаях старые главы регионов, выбранные народом, оказались популярнее назначенных преемников. Теперь у таких популярных бывших руководителей есть шанс составить конкуренцию новым губернаторам, отмечают эксперты. В то же время некоторые бывшие главы регионов, видимо, потеряли былое влияние безвозвратно - к примеру, Юрий Лужков в Москве или Муртаза Рахимов в Башкирии.