Очередное убийство индийского студента в Санкт-Петербурге, совершенное 24 сентября, всколыхнуло общественность
RTV International
 
 
 
Иностранные учащиеся мединститута им. Мечникова потребовали от правоохранительных органов обеспечить охрану их общежития. В апреле на том же месте уже совершено нападение на было другого студента из Индии
RTV International
 
 
 
"Часто милиционеры встают на сторону националистов. Много случаев, когда постовые забирают бритоголовых, которые наносили побои кавказцам, – сообщила председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина
НТВ

В российских правоохранительных органах появляется все больше сочувствующих националистическим организациям. В среду министерство внутренних дел обнародовало статистику преступлений, связанных с иностранными гражданами. По данным милиции, за 2000-2005 годы количество преступлений, совершенных иностранцами, возросло на 46%. Причем 90% из них приходится на граждан СНГ и Балтии. Впрочем, в отношении самих приезжих преступления выросли на 84%. Однако бороться с ростом агрессивного национализма в России некому, считают эксперты, опрошенные "Новыми известиями".

Сами националисты сейчас открыто говорят о том, что милиция на их стороне. "В последнее время у них очень своеобразное отношение к нам, – рассказал лидер Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Белов. – Они подходят и стыдливо говорят, что вынуждены проверить нас, то есть реально они нас поддерживают, но вынуждены подчиняться странным приказам". Кроме того, он не отрицает и того, что иногда сотрудники милиции желают вступить в организацию. "Это нормальное явление, – уверен Белов. – У нас абсолютно разные люди, в том числе много и бывших сотрудников милиции, и тех, которые, находясь в органах, сотрудничают с нами".

- Ксенофобия в России: скинхеды и их жертвы

Между тем в МВД рассматривается вопрос о создании специализированных подразделений по расследованию преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и с их участием. Замглавы МВД РФ генерал-полковник милиции Андрей Новиков заявил в среду, что работа по противодействию экстремистам "должна быть более эффективной".

В то время как иностранные студенты безрезультатно требуют защиты, националисты готовятся к новому "правому маршу". В прошлом году, 4 ноября, в День народного единства, с разрешения властей в центре Москвы маршировало несколько тысяч поклонников расовой теории. Они вскидывали руки, кричали фашистские приветствия и пугали своим видом прохожих. На сайте ДПНИ появилось сообщение о том, что их ряды пополнил депутат Госдумы от фракции "Родина" Андрей Савельев. Он сообщил, что понаблюдал за этой организацией, пообщался с активистами и увидел, что цели, задачи, а также действия организации ему весьма по душе. "Нацизма я там не увидел, – сказал он "Новым Известиям". - Это правозащитная организация, которая защищает права русского большинства".

Между тем "правозащитниками" националистов считают не только в Госдуме. "Государство само еще не определилось о роли и месте таких организаций в современном обществе, - считает депутат Госдумы от ЛДПР, подполковник Внутренних войск МВД Андрей Головатюк. - Если будет решение прекратить их деятельность, то милиция соответствующим образом и будет действовать".

Скинхеды чувствуют себя на улицах городов спокойно из-за попустительства милиционеров

Очередное убийство индийского студента в Санкт-Петербурге, совершенное 24 сентября, всколыхнуло общественность. Иностранные учащиеся мединститута им. Мечникова потребовали от правоохранительных органов обеспечить охрану их общежития. В апреле на том же месте уже было совершено нападение на другого студента из Индии. Тогда власти тоже обещали защитить гостей Северной столицы. Но милиции было не до индусов. В то воскресенье наряды ОМОН охраняли митинг представителей Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) от возможных нападений антифашистов.

По мнению экспертов НИ, бритоголовые чувствуют себя на улицах наших городов совершенно спокойно из-за попустительства сотрудников милиции, которые не видят в них преступников. "Часто милиционеры встают на сторону националистов. Много случаев, когда постовые забирают бритоголовых, которые наносили побои кавказцам, – сообщила председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. – А потом жалующиеся нам рассказывают, что милиционеры говорят скинхедам: ничего-ничего, сейчас он напишет заявление, и мы тебя отпустим".

Это не касается периодов кампаний показной борьбы с бритоголовыми, полагает содиректор центра новой социологии и изучения практической политики "Феникс" Александр Тарасов. "Тогда, наоборот, сверху милиции спускается установка: вы должны в месяц выявить и задержать столько-то скинхедов, – сообщает эксперт. – И они по внешнему признаку ловят людей и ставят на учет за лысую голову".

Последствия лояльности милиции к националистам не бросаются в глаза, но они ощутимы. В 2001 году произошли массовые погромы на рынке в Ясенево, а позже в Царицыно. "Это были не стихийные события. В случае с Царицыно специально заготовили арматуру, – считает Александр Тарасов. – Найти участников этих погромов не составляло никакой сложности, они знают друг друга, но милиция и прокуратура ограничились небольшим числом участников и не стали искать и наказывать остальных. Это можно делать только сознательно".

Широко освещалось в СМИ и дело питерской группировки "Шульц-88", однако из всех задержанных реальный срок получил лишь один человек – лидер организации Дмитрий Бобров. Еще один из подсудимых был оправдан, остальные отделались условными сроками. "Они вышли из зала суда и перед телекамерами госканалов стали рассказывать, какой Шульц герой, как они дальше будут этих проклятых "черных" бить и резать, – вспоминает Александр Тарасов. – То есть занялись фашистской пропагандой в прямом эфире. Эта организация действует до сих пор".

31 июля 2004 года сержант милиции Борис Коструба выстрелил в рот 20-летнему рабочему из Таджикистана Рустаму Байбекову за то, что тот пытался пройти на станцию метро "Сокольники" без билета. Потерпевший чудом остался жив и перенес несколько сложных операций. В этом случае о национализме со стороны милиционера официально не говорилось, однако эксперт считает, сержант не стал бы задерживать человека со славянской внешностью. "Москвича так не схватишь, – говорит эксперт. – Может, у него есть влиятельные родственники, друзья, знакомые. А вот у этих точно ничего нет. У них все эти родственники в Таджикистане. С ними можно разговаривать как с нелюдьми".

Из последних случаев можно вспомнить, что по делу об убийстве на станции метро "Пушкинская" 17-летнего студента первого курса Госакадемии управления Вигена Абрамянца, совершенном в апреле этого года, был задержан учащийся 4 курса колледжа № 1 ГУВД Москвы Никита Сенюков. В кругу националистов он был больше известен под кличкой Змей. Отец молодого человека – высокопоставленный сотрудник милиции. Следователи вышли на юношу в ходе расследования взрыва на Черкизовском рынке, который произошел 21 августа. Он был связан с организаторами взрыва, а те, в свою очередь, имели отношение к националистической организации "Русский общенациональный союз" (РОНС), хотя там такие связи отрицают.

О том, что в числе правоохранительных органов немало людей, разделяющих националистические взгляды, правозащитники говорили не раз, хотя власти предпочитают молчать. Член Общественной палаты журналист Николай Сванидзе считает, что подобные настроения среди милиции распространены достаточно широко. "И это очень серьезная проблема", – сказал он. Сванидзе напомнил, что само руководство МВД не раз заявляло, что порядок формирования милицейских кадров долгие годы таков, что туда часто попадают далеко не представители сливок общества. "Там много людей, больных всеми предрассудками, которыми страдает и значительная часть нашего общества. Но только в отличие от всего общества у милиции есть еще рычаги власти и это, конечно, создает значительную угрозу", – отметил эксперт.

Часто в правоохранительные органы идут молодые люди, которые пришли из армии совершенно дезориентированными, считает председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. "Он идет в милицию, платят там мало, он постоянно нарушает закон, который на самом деле должен отстаивать, – сказала она. – В качестве оправдания своих действий ему нужна какая-то идеологическая позиция. И он успокаивается на том, что делает все это "по отношению к врагам".

В МВД признаются, что в милицейской среде националистические настроения есть

Но сотрудники правоохранительных органов просят не спешить записывать их в националистов. Впрочем, и те, кто отрицает наличие национализма в силовых ведомствах, и те, кто подтвердил этот факт, согласились говорить лишь на условии анонимности. Можно предположить, что тема все-таки болезненная.

"Национализма и предвзятого отношения к представителям национальных меньшинств не может быть в рядах наших сотрудников, поскольку перед каждым заступлением на службу они проходят специальный инструктаж", – сообщил представитель ГУВД Москвы, пожелавший остаться неназванным. По его словам, начальники подразделений обязательно напоминают своим подчиненным о "равном и благожелательном отношении ко всем гражданам, невзирая на их национальность и вероисповедание".

В то же время один из сотрудников МВД РФ признался, что в милицейской среде националистические настроения все же имеют место, и выдвинул свою версию происхождения проблемы: "Начнем с начального уровня – милицейские колледжи. Не секрет, что многие студенты попадают туда и учатся благодаря деньгам высокопоставленных или богатых родителей. Советую съездить к любому милицейскому колледжу и посмотреть, на каких иномарках передвигаются молодые курсанты. Большинство таких студентов приезжают из республик Северного Кавказа, где большие милицейские должности всегда считались "хлебными", а занять их нельзя без соответствующего образования".

Собеседник НИ считает, что пока такие студенты сорят в Москве деньгами, их "бедные русские сослуживцы вынуждены по ночам зарабатывать себе на хлеб, а утром идти на занятия". Он сообщил также, что многие обиды милиционеров на представителей нацменьшинств напрямую связаны со службой: "Вы посмотрите на национальный и даже клановый состав руководства некоторых ОВД. В конце концов, в Москву зачастую едут не лучшие представители ближнего и дальнего зарубежья, с которыми милиционер вынужден постоянно сталкиваться на службе. Я уже не говорю о тех, кто бывал в боевых командировках на Северном Кавказе".