В России происходит смена властной элиты: вместо силовиков, которых привел в Кремль во время своего президентства Владимир Путин, на политическую арену при поддержке главы государства Дмитрия Медведева выходят так называемые "слабовики"
Moscow-Live.ru
 
 
 
Очередным признаком смены поколений британская The Financial Times считает инициативу президента исключить из советов директоров госкомпаний министров и других чиновников и заменить их независимыми экспертами
www.kremlin.ru
 
 
 
Эти изменения неожиданно коснулись и вице-премьера Игоря Сечина, который считался едва ли не самым влиятельным человеком в российской политике после Путина
premier.gov.ru

В России происходит смена властной элиты: вместо силовиков, которых привел в Белый дом и Кремль во время своего президентства нынешний премьер Владимир Путин, на политическую арену при поддержке главы государства Дмитрия Медведева выходят так называемые "слабовики" - бывшие экономисты, юристы и банкиры.

Очередным признаком смены поколений британская The Financial Times считает инициативу президента исключить из советов директоров госкомпаний министров и других чиновников и заменить их независимыми экспертами.

Эти изменения неожиданно коснулись и вице-премьера Игоря Сечина, который считался едва ли не самым влиятельным человеком в российской политике после Путина. В прошлом именно Сечин олицетворял приход во власть "офицерской касты".

Но сейчас обстановка в стране изменилась, и если в конце 1990-х - начале 2000-х годов угроза распада страны воспринималась всерьез и было необходимо жесткое управление, то теперь основной задачей властей стал экономический рост. Для этого нужна "новая группа людей с новыми знаниями и умениями", считает социолог, руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН и с недавних пор член "Единой России" Ольга Крыштановская.

По ее подсчетам, в 2007 году число силовиков в правительстве и других госструктурах достигло максимума - они занимали 67% должностей. За время президентства Медведева это число сократилось почти вдвое: в кремлевской администрации силовики теперь занимают 36% должностей, в правительстве их доля упала с 37% до 27%.

Фактически такое развитие ситуации было предопределено уже тем, что власть в 2008 году перешла к юристу Медведеву, который призывает отойти от госкапитализма, ассоциировавшийся с силовиками, пишет FT.

Как поясняет Крыштановская, силовики в принципе неуютно чувствуют себя в роли лидеров: "Им привычнее занимать второй или третий по значимости пост, управлять событиями из-за кулис, служить государству вместо того, чтобы самим быть государством", цитирует InoPressa.

Вместе с тем, FT полагает, что есть еще одна арена для возвращения либералов во власть, и это парламентские выборы в нынешнем году. В 2003 году ни одна либеральная партия не получила мандатов в Госдуме. Но теперь, возможно, государству нужны либералы в парламенте, чтобы они поддержали экономические реформы, а потом несли за них вину, шутит Ицхак Брудный из Еврейского университета (Иерусалим).

Неназванный кремлевский чиновник в начале апреля заметил в беседе с журналистами, что в нынешнем году, возможно, появится правоцентристская либеральная партия: "считается, что она могла бы заполнить определенный вакуум".

Впрочем, как отмечает FT, не надо забывать, что соотношение силовиков и "слабовиков" во власти зависит от Путина, и особенно от его решения баллотироваться на новый президентский срок или нет. Издание не сомневается, что если Путин выдвинет свою кандидатуру, то не проиграет выборы. Причем "главный аргумент в пользу третьего срока для Путина прост: "Чем ему еще заняться? Не может же он, как Буш (бывший президент США Джордж Буш-младший), просто уйти и засесть за свои мемуары", пишет газета.