Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и член Координационного совета оппозиции Сергей Пархоменко устроили "судебный балет" в трех регионах, где на выборах президента число инвалидов, проголосовавших на дому, составило подозрительно большую долю от всех проголосовавших. Территориальные избиркомы, к которым у оппозиционера появились вопросы, не стали опровергать заявление Пархоменко, будто в переносные урны "запихнули сотни фальшивых бюллетеней", но не стали и объяснять ситуацию даже по запросу Лукина.
"Федеральный омбудсмен официально потребовал предъявить собственноручно написанные гражданами заявления с просьбами принести урну им на дом. На каждого такого "инвалидноголосовавшего". Понятно, что на такую ораву народу фальшивых заявлений ТИКу теперь взять просто негде. Поэтому все три ТИКа (один в Тамбовской области, один в Ставропольском крае и теперь вот один в Питере), попавшие под судебные иски Уполномоченного по правам человека, составленные на основе моей жалобы, предъявили три совершенно идентичных отказа", - объясняет журналист в блоге.
Работники ТИКа заявили, что для отказа у них две причины: во-первых, нет распоряжения регионального избиркома, во-вторых, они не могут нарушить правила работы с персональными данными. "Объем работ по выемке этих заявлений очень велик, избирком района решил Лукину отказать", - назвал "Коммерсанту" еще одну причину отказа председатель тамбовского облизбиркома Андрей Офицеров.
"Второй аргумент, надо заметить, совсем уж бредовый: федеральный омбудсмен, по закону, имеет право доступа не только к персональным данным граждан, но даже и к гостайне, ему хоть "чертеж атомной бомбы" и "советского завода план" можно, не стесняясь, показывать", - уверен Пархоменко.
Что касается первого аргумента, то в суде по "питерскому делу" решили, что теперь не только ТИК Санкт-Петербурга, который не решился сразу развеять сомнения оппозиционера и уполномоченного, но и региональный избирком ответят в суде. Следующее заседание состоится 21 февраля, а после него ситуация будет еще напряженнее - начнется "бег наперегонки с календарем", как заметил Пархоменко. Согласно закону, ТИК обязан хранить заявления избирателей в течение года после голосования, то есть до 4 марта 2013 года. Однако в аппарате омбудсмена на это успели обратить внимание и заявили, что потребуют через суд гарантий, что никакие имеющие отношение к делу документы не будут уничтожены.
"До сих пор ничего подобного не происходило: считалось, что Уполномоченному по правам человека не положено судиться с госучреждениями, поскольку он и сам "госучреждение", а межведомственные суды - вовсе не в российской традиции", - пояснил неординарность происходящего Пархоменко на странице в Facebook.
В ТИК N25 в Санкт-Петербурге, которой приходиться отвечать на иски Лукина, количество больных избирателей в период с выборов Госдумы до выборов президента устроилось, увеличившись с 1602 до 5496 человек.
Гражданам могут разрешить жаловаться на итоги голосования
Впрочем, омбудсмен помогает отстаивать права не только известному журналисту, но и рядовым гражданам, которые решили отвоевать свой статус источника власти у "министерством чародейства и волшебства", как прозвал ЦИК Пархоменко.
14 марта Конституционный суд рассмотрит сразу несколько жалоб граждан, недовольных нынешними нормами избирательного права, согласно которым, нарушения на выборах затрагивают не интересы самих голосовавших, а только интересы участников гонки, отмечают "Ведомости".
Среди прочих обратившихся в суд есть житель Московской области, не сумевший добиться в суде рассмотрения своей жалобы на избирательный процесс. Он заручился поддержкой Лукина, отметившего: "Все нарушения избирательного законодательства, влияющие на итоги выборов, в конечном счете затрагивают права избирателей".
Конституционному суду предстоит вынести решение и по более сложному случаю - воронежскому отделению "Справедливой России", пытавшемуся оспорить итоги выборов в Госдуму, было отказано потому, что документы были поданы не от имени центрального руководства партии.
Что касается ЦИК, то там с действующими ныне правилами согласны. "С нашей точки зрения, та правоприменительная практика, которая сложилась, вытекает из норм действующего закона и не противоречит Конституции", - заявила член ЦИК Майя Гришина.