В связи с этим поводом группа ученых и правозащитников излагает свои идеи в форме манифеста, своего рода визитной карточки, предназначающейся мировой общественности
НТВ
 
 
 
В тот ужасный 1937 год, когда два миллиона человек были арестованы без явного мотива по приказу диктатора – и 700 тысяч из них были убиты – были посеяны отравленные семена нынешней массовой коррупции, авторитаризма, русского конформизма
Архив NEWSru.com
 
 
 
Норвежский Нобелевский комитет, который присуждает премию мира, объявит лауреата в ноябре
НТВ

Газета Corriere della Sera опубликовала изложение манифеста московского правозащитного общества "Мемориал", с которым оно представляет себя в этом году жюри Осло - "Мемориал" выдвинут кандидатом на получение Нобелевской премии мира. В связи с этим поводом группа ученых и правозащитников излагает свои идеи в форме манифеста, своего рода визитной карточки, предназначающейся мировой общественности. Этот документ можно назвать и заключением о состоянии здоровья современной России, пишет итальянское издание в редакционной статье во вторник.

"70 лет спустя после сталинских процессов и депортаций, Большой советский террор не закончился. В тот ужасный 1937 год, когда два миллиона человек были арестованы без явного мотива по приказу диктатора – и 700 тысяч из них были убиты – были посеяны отравленные семена нынешней массовой коррупции, авторитаризма, русского конформизма. Именно в те времена на почве распространенной практики предательства и доносов, пренебрежения к независимому суду, выхолащивания демократических институтов и преследования инакомыслящих взращивались болезни современной России. И это еще не все, тень нависла над будущим: Большой террор может оставить нам в наследство отравленный подарок, волну насилия и жесткого национализма на советский манер и репрессии, в том числе и грубые, в отношении любой формы инакомыслия", - излагает газета основные тезисы манифеста "Мемориала". (Полный текст статьи на сайте InoPressa.ru.)

Леденящая душу реконструкция событий "Мемориалом" – это и обвинение, обращенное в день нынешний, отмечает Corriere della Sera. 1937 год, напоминает "Мемориал", означал "гигантские масштабы репрессий", невероятно жестокие приговоры", "беспрецедентное планирование специальных операций террора". 1937 год - это практически "мистические" массовые аресты, что способствовало появлению черных легенд и дезинформации. Согласно одной из легенд, именно старые большевики и руководители государства стали основными жертвами репрессий, однако, напротив, "подавляющее большинство арестованных и расстрелянных были простыми советскими гражданами, не являвшимися членами партии и не принадлежавшими ни к какой элите". Они пострадали от "фальшивых обвинений" и судебных процессов, напоминавших "процессы средневековой инквизиции", на которых не было защиты, а были "тройки", которые играли одновременно роль следователя, судьи, обвинителя и палача. Чтобы функционировать, системе требовалось использование "систематической официальной лжи": классическим примером стал фантастический приговор "лагерь без права переписки" - такая формулировка служила маскировкой массовых убийств.

Одним из самых страшных аспектов Большого террора было "двойственное мышление", своего рода психологическая шизофрения, навязанная всем, с целью примирения правды с публичной пропагандистской ложью. Но еще более гнусной практикой было наказание так называемых "членов семьи предателя родины". Таким образом закладывались основы коммунистического идеологического расизма (нашедшего широкое применение в китайском маоизме): считались виновными или, по меньшей мере, подозреваемыми и достойными помещения в лагерь жены, дети и даже внуки и родственники глав буржуазных, аристократических семей, достойных единственного клейма – "враг народа", отмечается в манифесте "Мемориала".

Но еще и сегодня, спустя 70 лет, согласно исследованиям "Мемориала", в стереотипах общественной и государственной политической жизни России и других стран, поднявшихся на руинах СССР, можно четко рассмотреть пагубное влияние Большого террора: это постоянная деформация индивидуальной психологии, свойственная Homo Post-sovieticus а-ля Путин, пишет итальянская газета. Чтобы бороться с ней, "Мемориал" предлагает провести "кампанию памяти", несмотря на то, что коллективное самооправдание и возрождение призраков авторитаризма является тенденцией, которой следует современная Россия. Но тот, кто не в состоянии противостоять прошлому, обречен на его повторение, заключает издание.

Российское правозащитное общество "Мемориал" выдвинула на Нобелевскую премию мира группа депутатов Европарламента: Кристофер Бизли (Великобритания), Гуннар Хокмарк (Швеция), Тунне Вальдо Келам (Эстония), Богдан Клих (Польша), Рихардс Пикс (Литва) и Ари Ватанен (Франция).

Направление деятельности "Мемориала" - помощь пострадавшим от вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР, изучение и представление обществу правды о преступлениях коммунистического режима в советской России и бывшем СССР. Отдельно велась работа по реабилитации миллионов жертв большевистского террора. Cреди прочего "Мемориал" добивается признания польских офицеров и чиновников, убитых в Катыни в 1940 году, жертвами политических репрессий и требует от властей их официальной реабилитации, писала в марте этого года польская Gazeta Wyborcza.

Норвежский Нобелевский комитет, который присуждает премию мира, объявит лауреата в ноябре. Всего на получение Нобелевской премии мира в 2007 году выдвинут 181 кандидат, включая 46 организаций. Официально их имена не разглашаются.

Между тем деятельностью "Мемориала" уже интересовалась российская прокуратура. Тверская межрайонная прокуратура Москвы потребовала у правозащитного центра документы, поясняющие кто и на какие средства издал пособие для россиян, желающих направить жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.