В Петербурге во вторник почтят память жертв политических репрессий
НТВ

В Санкт-Петербурге во вторник пройдут траурные мероприятия в память о жертвах политических репрессий. В 11:00 на Троицкой площади возложат венки и цветы к памятнику жертвам ГУЛАГА - Соловецкому камню. Еще одна траурная церемония пройдет в 13:00 на Левашовском мемориальном кладбище, расположенном на месте "могильника" HКВД: на кладбище находятся 18 памятников погибшим в годы террора.

По данным городского комитета по труду и социальной защите населения, в Петербурге сейчас проживает 15,9 тысяч реабилитированных лиц, подвергшихся или пострадавших от политических репрессий. С 1995 года для увековечивания памяти жертв политических репрессий за счет средств бюджета издается книга памяти "Ленинградский мартиролог, 1937-1938".

Напомним, что в понедельник в Москве на Лубянской площади у Соловецкого камня прошла акция памяти жертв политических репрессий, которую организовал правозащитный центр "Мемориал". Акция проходила с 10 до 22 часов. Ее участники по очереди зачитывали имена расстрелянных в Москве в 1937-1938 годах. В Москве в этот период было расстреляно более 30 тысяч человек. К мероприятию мог присоединиться любой желающий.

В подмосковных Бронницах открыт памятник жертвам политического террора

В подмосковном городе Бронницы в понедельник открыт памятник жертвам политических репрессий. Он установлен при въезде в город рядом с церковью Успения Божьей Матери. Монумент, высотой около полуметра, и напоминающий Соловецкий камень на Лубянке, выполнен из куска архангельского гранита. На нем высечена надпись "Жертвам политических репрессий. Светлая память Вам, страдавшим и безвинно погибшим".

Как сообщила ИТАР-ТАСС заведующая городским отделом соцзащиты, в Бронницах проживают 36 семей родственников людей, арестованных и невинно пострадавших в сталинский период, а позднее реабилитированных. В прошлом году представители этой группы граждан обратились в городскую администрацию с просьбой установить такой памятник.

Все эти мероприятия проходит в преддверии 30 октября - государственного Дня памяти жертв политических репрессий. Напомним, что списки установленных к настоящему времени жертв политического террора опубликованы на сайте общества "Мемориал". Можно ознакомиться и со списком других сайтов, которые пытаются вести учет жертв репрессий. В "Мемориале" подчеркивают, что сбор информации и составление Книг памяти еще далеки от завершения. Многие жертвы политического террора остаются безвестными.

Причиной репрессий стала принятая Сталиным Конституция, считает российский историк

Петербургский историк, автор-составитель книги памяти "Ленинградский мартиролог" Анатолий Разумов считает, что причиной массовых репрессий 1937-1938 годов стала принятая годом ранее Конституция и обещанные демократические выборы.

"Согласно конституции 1936 года, в конце 1937 года должны были пройти выборы, причем всеобщие, равные и тайные. Более того, некоторые особо "демократически" настроенные граждане надеялись, что смогут по-настоящему выдвигать свои кандидатуры", - рассказал историк журналистам в Петербурге в понедельник.

По его мнению, для того чтобы выборы, а также празднование юбилеев революции и органов ЧК прошли спокойно, руководство страны решило прибегнуть к террору. "В Ленинграде за неполный 1937 год (репрессии начались в августе) были расстреляны 19 366 человек. Иногда за одну ночь, а расстрелы проводились в основном ночью, расстреливали до 800 человек", - сказал Разумов.

Он подчеркнул, что репрессии затронули все слои населения: "от известного инженера, сына академика Бехтерева Петра Бехтерева до портнихи артели "Женский конфекцион" Анны Павловой".

В свою очередь член правления международного общества "Мемориал" Александр Даниэль отметил, что сегодня уже никто в России фактов террора не отрицает. "Hо есть два типа реакции: одна - "и всего-то", и вторая - "зато мы построили страну и выиграли войну ", - сказал Даниэль.

Он подчеркнул, что последствия репрессии 30-х годов "ощущаются в сознании народа до сих пор". "Фактически, цель того террора была достигнута: мы до сих пор одновременно боимся и обожаем власть. При этом не умеем пользоваться демократией и спокойно отдаем свободу", - отметил правозащитник.