Акция "Возвращение имен" у Соловецкого камня в Москве, 29 октября 2014 года
Moscow-Live.ru
 
 
 
Акция "Возвращение имен" у Соловецкого камня в Москве, 29 октября 2014 года
Moscow-Live.ru
 
 
 
Акция "Возвращение имен" у Соловецкого камня в Москве, 29 октября 2014 года
Moscow-Live.ru
 
 
 
Акция "Возвращение имен" у Соловецкого камня в Москве, 29 октября 2014 года
Moscow-Live.ru
 
 
 
Акция "Возвращение имен" у Соловецкого камня в Москве, 29 октября 2014 года
Moscow-Live.ru
 
 
 
Акция "Возвращение имен" у Соловецкого камня в Москве, 29 октября 2014 года
Moscow-Live.ru

В преддверии Дня памяти жертв политических репрессий (30 октября) во многих российских городах люди пришли на мероприятия, посвященные погибшим во времена "сталинского террора". Например, в Москве у Соловецкого камня состоялась акция "Возвращение имен". В течение 12 часов люди подходили на импровизированную сцену и зачитывали имена репрессированных в 1937-38 годах граждан СССР. В Воронеже между тем готовятся перезахоронить останки более 100 жертв репрессий.

Как сообщается на сайте Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам, с 10 утра до 10 вечера у Соловецкого камня проходила акция "Возвращение имен", на которую пришли председатель СПЧ Михаил Федотов, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Элла Памфилова, бывший омбудсмен по правам человека Владимир Лукин, "историки, правозащитники и сотни москвичей", чтобы "почтить память тысяч безвинно погибших в годы сталинского террора".

Участники акции подходили к Соловецкому камню, читали вслух имена и профессии людей, расстрелянных в Москве, затем ставили на постамент горящую свечу, символизирующую вечную память. "Некоторые после оглашения над Лубянской площадью фамилий тайно убитых добавляли: "и мой дед" или "и мой отец" и называли дату и место расстрела своих родственников", - отмечается на сайте.

- Соцопрос: большинство россиян не исключает, что репрессии могут повториться

Заметим, что акция "Возвращение имен" уже стала традиционной - в этом году она проводится в восьмой раз. Организатором является центр "Мемориал". Отмечается, что за эти годы участникам акции так и не удалось дойти даже до половины списка репрессированных, несмотря на то, что каждый год "имена звучат по 12 часов без остановки". "За годы террора только в Москве были репрессированы более 40 тысяч человек", - отмечают в СПЧ.

Как рассказывает "Эхо Москвы", люди разных возрастов приходили с гвоздиками, терпеливо дожидались своей очереди, чтобы прочитать несколько фамилий и имен из трагического списка. Среди названных - простые рабочие, переводчики, ученые, музыканты, военные, священники, высокие партийные начальники. Для того, чтобы озвучить имена погибших, люди ждали по нескольку часов.

"Это перекличка живых, которые хотят свободы и права с теми мертвыми, которые стали жертвами несвободы и бесправия. Это перекличка между собой и между поколениями", - отметил председатель правления правозащитного центра "Мемориал" Арсений Рогинский.

Так проходила акция памяти - небольшая часть мероприятия была запечатлена на видео.

В Воронеже ко Дню памяти жертв политических репрессий собираются перезахоронить останки жертв политических репрессий. Это произойдет 30 октября в мемориальной зоне "Дубовка", затем состоится траурный митинг и возложение цветов, передает портал "7x7" со ссылкой на руководителя поискового отряда "Дон", который нашел захоронения, Михаила Сегодина.

По данным "Мемориала", в том месте располагался полигон НКВД, на котором в годы сталинских репрессий было расстреляно более 10 тысяч человек.

Член правления "Мемориала" Александр Черкасов заявил, что постепенно память о жертвах репрессий маргинализируется, передает "Радио Свобода". "День этот отмечают во многих регионах, особенно там, где было много лагерей, где было много ссыльных, где все об этом помнят. Например, в Республике Коми или Пермском крае. Другое дело, что в риторике властей за последние годы изменилось многое", - подчеркнул он.

"Несколько лет назад были внесены изменения, и жертвы политических репрессий, то есть сами бывшие узники и дети, были отнесены к местному ведению, местные администрации должны были об этом заботиться. Казалось бы, маленькое и чисто бюрократическое изменение, но на самом деле достаточно важное, - объясняет Черкасов. - Представьте себе День победы в Великой Отечественной войне в Свердловской области над фашистской Германией. Трудно представить. Ведь Великая Отечественная война была общей для всего Советского Союза. Точно так же и террор, то, что деликатно называется репрессиями, - это явление не местного масштаба, это то, что перепахало всю страну. Местная память оторвана от общенациональной - как некоторый краеведческий момент, а не как часть общей судьбы".

Соцопрос: большинство россиян не исключает, что репрессии могут повториться

В преддверии Дня памяти жертв политических репрессий фонд "Общественное мнение" провел социологический опрос среди россиян, касающийся событий конца 1930-х годов в СССР.

Согласно полученным данным, большинство россиян (53%) считает, что нельзя оправдывать сталинские репрессии. 17% высказались за то, что оправдывать террор можно, при этом количество разделяющих это мнение увеличилось по сравнению с 2012 годом на 5%.

Опрос проводился более чем в 40 регионах России. Одним из вопросов, которые задавались респондентам, был такой: "Как вы думаете, могут ли при вашей жизни повториться массовые политические репрессии в нашей стране? И если да, то вероятность повтора таких репрессий велика или мала?"

Всего не исключают повторения страшных событий 48% россиян. 14% опрошенных уверены, что репрессии случатся с большой долей вероятности, 34% респондентов заявили, что вероятность массовых репрессий мала.

Добавим, что 18% опрошенных рассказали: репрессированные были в их семье. 7% заявили, что погибшие были в семьях их знакомых.

Примерно по 40% россиян возлагают ответственность за массовые репрессии в СССР на Сталина и на его окружение. По мнению трети респондентов, в СМИ слишком много говорят о репрессиях, 29% полагают, что, наоборот, недостаточно. Уверены в объективности СМИ при освещении этой темы 36% опрошенных, в необъективности - 24%.