Ко Дню памяти жертв политических репрессий, 30 сентября, в Москве проводится акция "Возвращение имен", на которой любой желающий может прочитать имена расстрелянных в годы советской власти, тем самым напомнив о погибших
Moscow-Live.ru

Ко Дню памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября, в Москве проводится акция "Возвращение имен", на которой любой желающий может прочитать имена расстрелянных в годы советской власти, тем самым напомнив о погибших. Также к траурному дню в России появились около 100 мемориальных табличек. Кроме того, открылся сайт "Бессмертный барак", на котором собираются сведения о репрессированных.

В центре Москвы у Соловецкого камня проходит акция "Возвращение имен" памяти жертв политических репрессий, организованная обществом "Мемориал", сообщает ТАСС. Участники читают имена, фамилии, профессии и даты расстрела репрессированных в годы советской власти. Акция продлится до 22:00 по московскому времени. Каждый желающий может получить у организаторов список репрессированных с несколькими фамилиями и огласить их.

Первым имена расстрелянных зачитал бывший уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. В акции также принял участие председатель совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.

Акция проводится в девятый раз накануне Дня памяти жертв политических репрессий. По данным общества "Мемориал", в 1937-1938 годах лишь в Москве было расстреляно более 30 тысяч человек. В целом в эти годы в СССР расстреляли 725 тысяч человек. Точное количество жертв политических репрессий до сих пор неизвестно.

Проект "Последний адрес"

Мемориальные знаки "Последний адрес" в память о репрессированных в годы советской власти устанавливают по всей стране, причем не только в городах, но и в селах, сообщает ТАСС. "Проект сейчас находится в стадии бурного географического развития. Памятные знаки ставятся не только в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, но и в селах", - рассказал агентству руководитель проекта, журналист Сергей Пархоменко.

По его словам, в селах появились уже две памятные таблички. "Первая - на очень старом деревенском доме в Пермском крае, в деревне Купрос в память о репрессированном крестьянине", - рассказал Пархоменко. "А вторая - в Нижегородской области, в память о репрессированном священнике. Там дом уже не сохранился, но сохранился храм, где он служил. И по согласованию с ныне служащим там священником появилась табличка, только вместо слов "здесь жил", написали "здесь служил", - отметил инициатор проекта.

Установка мемориальных знаков проходит с учетом мнения местных жителей. "В Таганроге завершился проводившийся городскими властями опрос жителей по поводу установки табличек "Последнего адреса". И завершился он с большим преимуществом тех, кто выступает за установку этих знаков. Теперь мы ждем решения городской думы", - сообщил Пархоменко.

Журналист подчеркнул, что обратиться в фонд "Последний адрес" с заявкой на установку знака может любой человек. "В Санкт-Петербурге чаще всего обращаются родственники, возможно, там больше интересуются историей семьи. В Москве - не всегда, иногда это жители старых домов, иногда историки", - пояснил Пархоменко.

Сейчас, по его словам, "установлено около 100 табличек, изготовлено еще 20, и заявки поступают, в том числе из-за рубежа". "Заявки есть из Чехии, Армении, трех стран Балтии, из Украины, в Чехии возникла уже инициативная группа, которая займется их установкой, так что проект шагнул за пределы России", - заключил Пархоменко.

Проект "Последний адрес" реализуется благотворительным фондом "Последний адрес" совместно с историко-просветительским обществом "Мемориал". Памятные знаки начали устанавливать в декабре 2014 года.

Знак "Последнего адреса", разработанный на основе проекта российского архитектора Александра Бродского, представляет собою пластину из нержавеющей стали размером 11 на 19 см. На памятном знаке указывается имя, фамилия и профессия репрессированного, а также дата рождения, дата ареста, дата расстрела и дата реабилитации.

Добиваясь установки памятных знаков в Таганроге, председатель правления общества "Мемориал" прислал письмо председателю городской думы Юрию Стефанову, в котором разъяснил, что табличка "Последнего адреса" содержит лишь сведения о человеке и не устанавливается "в ознаменование чьих-то выдающихся заслуг или особого события", сообщает сайт "Блокнот Таганрог". Фактически знак даже не является мемориальным, а лишь информирует, что "в этом доме жил такой-то человек".

Сайт о жертвах репрессий и палачах "Бессмертный барак"

Кроме того, в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий в России появился сайт "Бессмертный барак", где люди могут разместить информацию о своих репрессированных и побывавших в лагерях родственниках. Создатели проекта называют его главной целью восстановление исторической справедливости, сообщает "Независимая газета".

Руководитель проекта Андрей Шалаев отметил, что в основном информацию для "Бессмертного барака" присылают родственники репрессированных. По его словам, организаторы сайта хотят собрать как можно больше исторических фактов в одном месте.

Шалаев напомнил, что сам проект в соцсетях был запущен уже полгода назад. Но сайт открылся на днях. Название проекту, как утверждает Шалаев, дано по аналогии с уже знаменитым "Бессмертным полком".

Сайт отличается от уже существующих аналогов тем, что на нем размещаются не только имена жертв, но и палачей. Кроме того, на "Бессмертном бараке" соединены истории родственников, вместе пострадавших от тоталитарного режима. К примеру, на странице расстрелянного отца есть ссылки на страницу сына, попавшего в лагеря.

Шалаев отметил, что является противником проведенной поголовной реабилитации всех репрессированных в годы советской власти. "Палачей, расстрелянных этим режимом, реабилитировали вместе с жертвами без разбора, и за свои деяния те, кто расстреливал, и те, кто решения об этом выносил, так и не были осуждены", - пояснил руководитель проекта. По его словам, в настоящее время разрабатывается проект общественного трибунала над Сталиным, а "Бессмертный барак" будет одной из площадок для участия граждан в этом процессе.