В Чечне состоялись очередные выборы. С результатом в 74% голосов бесспорную победу в президентской гонке одержал Алу Алханов, которого всецело поддерживают в Кремле.
Западная пресса достаточно критично воспринимает результаты состоявшихся выборов, большинство газет обращает внимание на "демократичность" волеизъявления чеченского народа.
Ход нынешнего голосования в Чечне, похоже, в точности повторил выборы убитого президента Кадырова одиннадцать месяцев назад, пишет в понедельник итальянская La Stampa (перевод на сайте Inopressa.ru). Уже в 16 часов избирательная комиссия объявила, что 60 процентов чеченцев проголосовали, и предположила, что к закрытию участков явка достигнет 80 процентов.
За кого проголосовали избиратели, на этой счет нет сомнений - это Алу Алханов, ставленник Кремля. Об остальных шести кандидатах - четыре государственных функционера, один предприниматель и один профессор - никто ничего не знает. Машина пропаганды как в Грозном, так и в Москве показывала только Алханова.
Кандидаты, обладавшие известностью, весом и харизмой, которые могли бросить вызов генералу, либо не выставили свои кандидатуры, либо были забракованы избирательной комиссией под смехотворными предлогами.
Независимые наблюдатели уже в воскресенье поставили под сомнение официальные данные о явке, заявив о том, что голосование не выглядит активным. Из различных районов приходят сообщения о махинациях: в Грозном на одном из участков урны были заполнены спустя всего 15 минут после начала голосования. Еще на одном участке был зарегистрирован вброс дополнительных бюллетеней, подчеркивает La Stampa.
Liberation: "по сценарию"
На откровенно фарсовый характер этих выборов обращает внимание и Лорэн Милло из французской Liberation.
Она пишет: "Весь день повторялось одно и то же шоу: у избирательного участка останавливается автобус с журналистами, десяток вооруженных до зубов людей оцепляют здание, и появляется толпа избирателей. "Мы голосуем за Алу Алханова, говорят они, давая своему решению примерно одно и то же объяснение: мы надеемся, что при нем станет лучше".
К двум избирательным участкам в Урус-Мартане и Гудермесе микроавтобусы МЧС подъезжают одновременно с журналистами. Сотрудники министерства мигом заполняют помещение участка. Они тоже в один голос говорят: "Мы голосуем за Алу Алханова". На другом участке, в Грозном, люди, сидящие на улице в тени, разом встают и идут голосовать, как только прибывает автобус с журналистами.
Как это было в октябре 2003 года, на выборах первого пророссийского президента Чечни Ахмада Кадырова, убитого 9 мая, российские власти использовали широкий арсенал мер, чтобы обеспечить победу его преемнику.
"За месяц кампании в поддержку Алханова мне заплатили 3 тысячи рублей, - признается один из "агитаторов". - Это не бог весть что, но здесь мало где можно найти работу. И потом, мы действительно надеемся, что при Алханове все придет в норму. Мы надеемся, что он не забудет о своем народе".
На другом участке один из активистов говорит, что за ту же работу по подготовке выборов он получит 7 тысяч рублей. "Моя строительная фирма освободила меня на месяц для агитации за Алханова, - поясняет он. - Мы ходили по домам, составляя списки избирателей, расклеивали плакаты, а сейчас смотрим, чтобы голосование шло как надо".
Журналистам, которые по-прежнему не имеют права свободно ездить в Чечню, даже не разрешили покинуть маленькую площадку вокруг избирательного участка, оцепленную вооруженными людьми. А когда в Грозном наконец удается поговорить с местными жителями, их комментарии оказываются совершенно другими.
"Посмотрите: кругом танки и БТРы. Как вы думаете, могут быть в таких условиях свободные выборы? - 39-летний Шарман возмущается не слишком громко, боясь привлечь внимание наших стражей. - Я голосовать не буду. Все равно результат предрешен. Выберут Алханова, это уже известно".
Вдали слышны автоматные очереди. Вчера один из "избирателей", который, видимо, обратил на себя внимание подозрительным поведением, подорвался на самодельной бомбе, которую он имел при себе. А в остальном "все спокойно", утверждали российские власти (перевод на сайте Inopressa.ru).
The Times: весь административный ресурс Москва вложила в Алханова
Во время выборов чеченская столица выглядела как город-призрак, и на избирательных участках российских солдат и бойцов промосковской чеченской милиции было больше, чем избирателей.
По мнению аналитиков, результаты вчерашнего голосования предопределены, так как Москва бросила все силы на поддержку одного кандидата, министра внутренних дел Чечни Алу Алханова, который господствовал в программах местного и национального телевидения. Плакаты и лозунги, убеждающие чеченцев голосовать за него, были расклеены по всему региону - на стенах, деревьях и даже армейских блокпостах.
Критики утверждают, что у Алханова, которого несколько месяцев назад никто не знал, нет опыта и он не пользуется доверием ни для того, чтобы иметь дело с Москвой, ни для того, чтобы разоружить боевиков, устроивших в последние месяцы несколько дерзких вылазок, пишет влиятельная лондонская газета The Times.
"Власти подпишут смертный приговор тому, кого они выберут, - заявил недавно представитель мятежников Ахмед Закаев, находящийся в Лондоне. - Ни выборы, ни нынешняя российская политика в Чечне не принесут желаемого результата. Мира на Кавказе не будет, пока Россия не покончит со своими имперскими амбициями".
"Я ничего не слышал о других шести кандидатах, - сказал 73-летний Калсар Мажагов, проголосовавший за Алханова. - Я ничего не понимаю в политике, но знаю, что Алханова поддерживает Путин. Без этого ни один президент ничего не сможет сделать".
Единственный действительно популярный кандидат, Малик Сайдуллаев, в июле был отстранен от участия в выборах из-за технических нарушений. Сайдуллаев, живущий в Москве магнат, занимающийся лотереями, потратил миллионы долларов на помощь Чечне. Он был отстранен от участия и в прошлых выборах, пишет The Times (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru).
Die Welt: Выбор Путина
Манфред Квиринг из немецкой газеты Die Welt уверен, что никто и не сомневался в успехе генерала милиции Алханова уже в первом туре выборов, который состоялся вчера. Слишком массированной была поддержка Кремля, слишком слабыми были шесть конкурентов, которые в своем большинстве выставили свои кандидатуры, скорее всего, для создания псевдодемократической видимости.
То, что производит чудовищное впечатление, является всего-навсего продолжением испытанного уже в прошлом году метода, благодаря которому тогда пост президента занял Кадыров. Кроме того, единственный кандидат на должность чеченского президента, который мог представлять опасность для Алханова, проживающий в Москве чеченский бизнесмен Малик Сайдуллаев, проверенным способом был отстранен от президентской гонки.
Его заявление о том, что он, став президентом, сразу бы начал переговоры с воюющими мятежниками, заставило Кремль бить во все колокола. Чеченская избирательная комиссия объявила его паспорт, выданный российскими органами, недействительным и даже не внесла его в список кандидатов. Тем самым был расчищен путь для Алу Алханова.
Послушный Алханов, напоминает Die Welt, - это продолжение попыток Путина навязать чеченцам президента, которого они не выбирали и поэтому не признают.
Глава Кремля пытается внушить внешнему миру, что дело в Чечне движется к политическому решению. Но при этом он делает ставку на структурный компонент, нестабильность которого уже неоднократно подтверждалась. Даже бравый генерал милиции Алханов вряд ли сможет предотвратить очередную неудачу (Перевод статьи на сайте Inopressa.ru).
Tagblatt: Алханов - это гораздо меньшее зло
При этом, например, швейцарская Tagblatt приводит слова бывшего вице-премьера (1995-96, в 1996 году принимал участие в мирных переговорах с Москвой), а ныне политолога и эксперта Госдумы РФ Зайнди Чолтаева о том, что если Москва согласится с требованием Алханова о большей экономической независимости Чечни и если в результате такого развития люди почувствуют улучшение своей жизни в Чечне, то они будут лучше относиться к правительству, даже если его деятельностью дирижируют из Москвы. Если же выгоду от естественных богатств земли будет получать меньшинство, это никоим образом не будет способствовать улучшению отношения населения к посаженным Москвой правителям.
В своем интервью (перевод на сайте Inopressa.ru) для Tagblatt Чолтаев также подчеркивает, что с Асланом Масхадовым "можно и нужно вести переговоры", поскольку в 1997 году он был избран президентом большинством населения.
Москва, кажется, зондирует возможность таких переговоров. Ведь Алханов публично заявил, что такие переговоры возможны. Без одобрения Москвы он бы такого не сказал. Во всяком случае, физическое устранение Масхадова - это для Москвы не выход. Во время первой чеченской войны Дудаев как раз был устранен физически, однако уже через несколько месяцев Москве пришлось заключить мир и вывести свои войска из Чечни.
Welt am Sonntag: Абсурдные выборы, победитель которых давно известен
Избирательная комиссия не допустила к участию в них нежелательных кандидатов. Алу Алханов - 47-летний генерал милиции - фаворит российского президента Владимира Путина. Ему помогает 28-летний Рамзан Кадыров. Сын убитого президента возглавляет собственную армию, насчитывающую от тысячи до полутора тысяч человек.
Сегодня правом голоса обладают 585 тысяч чеченцев. Однако даже избирательные списки изобилуют ошибками. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) считает, что здесь не соблюдены даже минимальные стандарты, и поэтому она отказалась прислать на выборы своих наблюдателей, пишет немецкий еженедельник Welt am Sonntag.
Государственная служба - это для тех, кто презирает смерть. Первый президент Чечни погиб в результате прицельного попадания ракеты. Второго взорвали российские спецслужбы. Третий ушел в подполье. Во время парада 9 мая от взрыва под трибуной грозненского стадиона погиб четвертый, Ахмад Кадыров.
Война в Чечне, несмотря на все заявления Москвы, продолжается. Только по официальным данным, в Чечне с осени 1999 года погибло почти 5400 российских военных. Примерно 15 тысяч получили ранения. Правозащитная организация "Мемориал" исходит из того, что за это время убито до 24 тысяч мирных жителей. В результате терактов вне Чечни, которые приписываются мятежникам, жертвой пало около тысячи человек. Последние 90 человек погибли во вторник, когда в течение одной минуты были взорваны два российских реактивных пассажирских самолета.
На борту самолетов были две чеченки, Джебирханова и Аманта Нагаева. Их тела были повреждены гораздо сильнее, чем тела других пассажиров. Это позволяет предположить, что они находились в эпицентрах взрывов. Кроме того, на обломках обоих самолетов эксперты обнаружили следы взрывчатого вещества - гексогена.
New York Times: Терроризм тоже исчез с экранов радаров
На печальный фон чеченских выборов обращают внимание и другие западные издания. Так, Стивен Ли Майерс пишет в New York Times: "Российским спецслужбам понадобилось два с половиной дня, чтобы объявить о том, что все понимали с момента, когда два пассажирских самолета внутренних авиалиний одновременно упали вечером во вторник: Россия получила еще один жестокий удар от террористов.
Если недавняя история может служить руководством, россияне, возможно, никогда не узнают, кто и почему. Некоторые чудовищные теракты последних лет обволакивают миазмы бесконечного конфликта в Чечне и, по мнению критиков, завеса секретности, ставшая отличительной чертой президентства бывшего полковника КГБ Владимира Путина".
В течение нескольких дней после катастроф, произошедших во вторник, власти отрицали возможность терактов, выступая с часто противоречащими друг другу заявлениями о человеческих ошибках и технических сбоях, несмотря на одновременность катастроф.
Газеты с необычной резкостью обвинили Кремль в попытках скрыть теракты, которые грозили омрачить назначенные на воскресенье президентские выборы в Чечне.
Журналист в этой связи вспоминает и убийство Ахмада Кадырова 9 мая 2004 года, и "Норд-Ост", и то, что вторая война в Чечне началась в 1999 году, после взрывов, разрушивших два жилых дома в Москве и один в Волгодонске и унесших жизни 243 человек. Федеральная служба безопасности в прошлом году официально закрыла расследование этих взрывов, объявив, что их осуществили девять граждан России и иностранных исламских боевиков, предположительно, чтобы добиться независимости Чечни, хотя никто из них не был чеченцем.
Однако по сей день есть люди, считающие, что за взрывами стояла ФСБ, стремившаяся добиться поддержки непопулярной войны в Чечне. Подозрения усугубил тот факт, что агенты ФСБ были обнаружены с взрывчаткой в подвале четвертого жилого дома. (Власти поспешно заявили, что это были учения.)
Оставив в стороне теории заговора, можно сказать, что Россия по частоте и масштабам терактов обгоняет все страны мира, включая Израиль и США.
Только в 2003 году в результате 11 терактов, совершенных смертниками, в России погибло как минимум 223 человека, включая шестерых, погибших в декабре у гостиницы "Националь", в нескольких ярдах от стен Кремля. Жертвами многих терактов были ни в чем не повинные гражданские лица.
(Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru).