Россия скрыла от ООН рекордную долю военных расходов - больше половины по итогам 2016 года, когда значительно возросла доля секретных статей бюджета в общем объеме трат. На огромные и нехарактерные расхождения обращает внимание РБК: судя по представленному в ООН отчету, расходы снизились, хотя на самом деле они продолжили рост.
Россия передает данные в систему стандартизированной отчетности ООН с середины 1990-х годов - по решению премьера Виктора Черномырдина. Данные готовит целый ряд ведомств, затем Минфин сводит их воедино и через МИД посылает в ООН. После этого сведения публикуются в базе Управления ООН по вопросам разоружения - UNODA. Методика ООН велит раскрывать расходы максимально полно, но этого не происходит. С другой стороны, Россия сдает отчеты хоть и с задержками, но делает это регулярно. Так что база UNODA представляет собой альтернативный источник информации о тратах на оборону за последние более чем 20 лет.
Отчет в ООН за 2016 год зафиксировал расходы на оборону на уровне 2,1 трлн рублей - это на 29% меньше, чем в 2015 году, когда РФ рапортовала о тратах в размере 2,9 трлн. При этом, как обращает внимание РБК, в 2015 году эта цифра примерно совпала с расходами федерального бюджета по разделу "Национальная оборона". А в нынешнем году поданная в ООН оценка рекордно - на 83%, или 1,7 трлн рублей, - разошлась с указанной в бюджете цифрой в 3,8 трлн рублей.
РБК приводит оценку заведующего лабораторией военной экономики Института Гайдара Василия Зацепина, который по методике ООН рассчитал, что суммарные военные расходы российского бюджета в 2016 году составили 4,93 трлн рублей, или 5,7% ВВП. В эту цифру вошли не только расходы по разделу "Национальная оборона", но и расходы на содержание военных и силовиков, которые традиционно указываются в других разделах. Это содержание Росгвардии и пограничной службы, расходы Минобороны в здравоохранении и жилищно-коммунальном хозяйстве, капитальное строительство в рамках гособоронзаказа. Подсчет Зацепина близок к цифрам Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI): там российские военные расходы в 2016 году оценили в 4,64 трлн рублей.
В итоге выходит, что сведения, представленные Россией в UNODA, могут быть занижены более чем в два раза по сравнению с теми, которые полагалось бы предоставить по стандарту ООН. Источник РБК объясняет это ростом расходов в секретной части бюджета. Институт Гайдара посчитал, что в 2016 году по закрытым статьям прошло почти 22% расходов бюджета - это максимум для постсоветского времени. При этом в разделе "Национальная оборона" засекречено более 70% расходов.
Эксперты, опрошенные РБК, указывают, что по международной отчетности ввиду этого выводы делать трудно. Агентство, впрочем, указывает на самые значительные изменения. Бросается в глаза кратное сокращение декларируемых расходов 2016 года на Военно-морской флот (в 4,4 раза) и Военно-воздушные силы (в 4,8 раза). С другой стороны, расходы на личный состав вооруженных сил и военизированных структур выросли более чем в два раза (до 1,2 трлн рублей), а расходы на закупки и строительство (гособоронзаказ) сократились вчетверо. Эксперты связывают такую динамику с перераспределением средств в условиях жесткого бюджета.
В проект бюджета на 2017 год по разделу "Национальная оборона" заложены расходы в размере 2,87 трлн рублей против 3,78 трлн годом ранее.