Бывший воронежский пастух-нелегал Жозеф Хабимана, депортированный два года назад в Руанду после 20 лет проживания в России, работает на родине школьным учителем математики
Архив NEWSru.com
 
 
 
Бывший воронежский пастух-нелегал Жозеф Хабимана, депортированный два года назад в Руанду после 20 лет проживания в России, работает на родине школьным учителем математики
moe.kpv.ru
 
 
 
Бывший воронежский пастух-нелегал Жозеф Хабимана, депортированный два года назад в Руанду после 20 лет проживания в России, работает на родине школьным учителем математики
moe.kpv.ru

Редакция газеты "Газета" внимательно следит за судьбой бывшего воронежского пастуха-нелегала Жозефа Хабимана, депортированного два года назад в Руанду после 20 лет проживания в России. Накануне всенародного российского праздника издание направило своего корреспондента в Руанду, чтобы осветить события последнего года его жизни.

Оказалось, Жозеф работает на родине школьным учителем математики, пишет издание.

Напомним, Хабимана был довольно известной в Воронежской области личностью - он стал героем ряда публикаций и телевизионных сюжетов местных и федеральных СМИ. Интерес к нему был вызван тем, что по окончании института он потерял документы, утратил связь с семьей и был вынужден жить в отдаленном селе Воронежской области, где за кров и еду рубил дрова и пас коров.

По информации "Газеты", Жозефа, как только он вернулся, тут же определили работать школьным учителем математики, невзирая на неоконченное российское высшее образование. В деревне Мурамба (Руанда), где работают только пять школ и профтехучилище, Хабимана считается уважаемым человеком. Местные называют его "русским". Сельскому учителю полагается месячное жалованье в 50 тысяч франков (около 100 долларов), что, учитывая низкие цены, позволяет не испытывать финансовых трудностей.

"Поздно узнал, что учился (в России) вместе с мужем нашего министра образования, - немного сожалеет Хабимана. - Мог бы устроиться в столице, закрыли бы глаза на мои четыре курса. Но мне и здесь неплохо".

Как пишет издание, полтора года назад Жозеф успел жениться. "Я только приехал, не знал куда податься, даже ботинки у меня сперли, - вспоминает Жозеф. - Отдал знакомому, чтобы починил, а он их продал. Не был бы дальним родственником, набил бы рожу, а так, что сделаешь? А тут Жозелин. Красивая, молодая, не знаю, что бы я без нее делал".

А два месяца назад в семье Хабимана родился сын Саша. Жозеф с семейством постепенно налаживает новый быт и собирается строить дом.

"Африка остается Африкой, - говорит Жозеф. - Вот вернулся. Вроде, сначала большой разницы по жизни не заметил, ну разве что телевизора очень не хватало, а потом понял - навсегда уехал, и как-то тоскливо стало. Я ведь вряд ли еще раз в Россию попаду, дорого".

Напомним, что в середине 90-х годов Хабимана приехал в Россию учиться в Институте дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Окончив подготовительный факультет в Москве, уроженец Руанды отправился учиться на физмат Воронежского пединститута.

Но в Руанде обострился межэтнический конфликт между двумя главными нациями - тутси и хуту (Жозеф принадлежит ко второй). Вспыхнула гражданская война, произошел государственный переворот, и родина не смогла больше оплачивать обучение своих студентов в вузах бывшего СССР. Четверокурснику было предложено платить самому около 1000 долларов в год, и Жозеф взял академический отпуск, чтобы заработать на обучение".

Посольство Руанды в Москве к тому времени из-за долгов за аренду недвижимости было ликвидировано. На войне погибли двое братьев Хабиманы, чуть раньше умер его отец. Несколько раз Жозеф писал домой, но ответа так и не получил.

Как-то Хабимана встретил в Воронеже однокурсника родом из Гремячего Колодезя, тот предложил поехать в село, чтобы африканец поухаживал за его престарелой родственницей. Полгода Жозеф пожил у неё, а потом перешёл в дом к Елене Васильевне Васильевой, инвалиду второй группы. В селе африканец прижился, местные жители прозвали его Максимкой.

"Здесь, в деревне, денег почти никто не признаёт, - рассказывал тогда Жозеф, - только магарычи. Так и спиться недолго. На родине я пил только пиво. Тут, конечно, и самогонку попробовал, но опять к пиву вернулся. После него голова утром не болит. А мне надо деньги зарабатывать - может быть, когда-нибудь попаду на родину. Хотя встанешь зимним утром, тропинку в снегу отроешь, санки возьмёшь, в лесок по дрова сходишь и думаешь про себя: "Какой я, к чёрту, теперь африканец? Типичный русский, только кожа тёмного цвета".

(В конце данного материала, опубликованного 30 апреля, издание выставило дату - 1 апреля - прим.ред.)