Лавров вновь обрушился с критикой на коалицию и НАТО - теперь за планы вооружить ливийских повстанцев
Russia Today
 
 
 
Ранее госсекретарь США Хиллари Клинтон высказала мнение, что вооружить ливийскую оппозицию было бы легально
НТВ
 
 
 
Джеймс Ставридис высказал подозрение, что в рядах ливийских повстанцев могут быть террористы "Аль-Каиды" и ливанского шиитского движения "Хизбаллах"
НТВ

Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил в среду с новыми претензиями к международной коалиции, которая теперь уже под командованием НАТО продолжает силовую операцию в Ливии. Он подверг критике готовность некоторых стран-участниц, прежде всего Франции, обсудить поставку оружия для ливийской оппозиции. Он также выразил озабоченность в связи с подозрениями, что среди повстанцев могут быть представители "Аль-Каиды".

Несмотря на то, что Лавров упомянул только Францию, похоже, что на самом деле в основном спор будет идти с США, чьи власти ищут законных оснований для вооружения ливийской оппозиции. Президент Барак Обама в телеинтервью во вторник не исключил такой возможности. До этого госсекретарь Хиллари Клинтон высказала мнение, что снабдить повстанцев оружием было бы легально. А в среду эту позицию подтвердил ее заместитель по делам Европы и Евразии Филипп Гордон. "Однако я хотел бы подчеркнуть, что это не политический выбор США", - отметил он.

О готовности начать обсуждение вопроса о вооружении ливийской оппозиции заявил глава МИД Франции Ален Жюппе, по словам которого, народ Ливии сам должен решать свою судьбу.

В законности такого шага ранее усомнился замглавы британского МИДа Алистер Берт, поскольку в отношении этой африканской страны действует международный запрет на поставки вооружений. Однако в среду британский премьер Дэвид Кэмерон, которого цитирует Reuters, сообщил, что Лондон не исключает поставок оружия в Ливии тем, кто обеспечивает защиту мирных граждан. При этом он подчеркнул, что пока такого решения не принято.

В свою очередь верховный главнокомандующий силами НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис высказал подозрение, что в рядах ливийских повстанцев могут быть террористы "Аль-Каиды" и ливанского шиитского движения "Хизбаллах".

На пресс-конференции в Москве после переговоров с австрийским коллегой Михаэлем Шпиндельэггером Лавров заявил: "Генеральный секретарь НАТО Расмуссен заявил, что операция в Ливии проводится для защиты населения, а не для его вооружения. Мы здесь с генсеком НАТО полностью согласны".

Глава российской дипломатии напомнил, что ранее коалиция заявила о том, что не намерена принимать чью-то сторону в гражданской войне в Ливии, однако в заявлениях представителей НАТО "присутствуют элементы двусмысленности", передает его слова "Интерфакс".

Говоря о перспективах ливийского урегулирования, Лавров высказал убеждение, что должно быть прекращение огня и немедленное начало переговоров - это приоритетная задача. Что касается будущего, то, по словам министра, "это будет другой режим, ясно, что это должен быть демократический режим". Но выбрать его должны сами ливийцы, подчеркнул он.

Глава российского внешнеполитического ведомства отметил, что на встрече с австрийским коллегой они подробно обсудили ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке. "Конечно, мы озабочены силовым развитием обстановки вокруг Ливии, наша общая цель - сделать все, чтобы не допустить жертв среди мирного населения, - цитирует его РИА "Новости". - Мы призываем ливийские стороны к запуску внутриполитического диалога в интересах стабилизации обстановки и осуществления демократических реформ".

Лавров также заявил, что Россия могла бы поддержать резолюцию Совета Безопасности ООН об установлении бесполетной зоны над Ливией и возможности иностранной силовой операции для защиты мирного населения, если бы в ней были точно определены пределы применения силы. "Мы предлагали конкретные формулировки. К сожалению, соавторы поспешили, хотя, повторю, можно было бы существенно улучшить именно ту часть, которая описывала, как можно применять силу", - сказал российский министр.

Россия показала в ООН "искусство фокусника", а тандем устроил из-за резолюции заочный спор

Напомним, во время голосования по резолюции 17 марта Россия воздержалась. Ранее замглавы МИДа Геннадий Гатилов заявил, что решение не применять право вето было "взвешенным и ответственным".

По его словам, Россия воздержалась, "руководствуясь принципиальной позицией - безусловно, должна быть обеспечена защита гражданского населения, должно быть прекращено насилие в Ливии". "Таким образом, мы дистанцировались от поддержки военной интервенции с непредсказуемыми последствиями", - заключил дипломат.

Примечательно, что депутат Госдумы от "партии власти", глава парламентского Комитета по международным делам Константин Косачев расценил эту позицию как "пример дипломатического искусства, достойный учебников", а представители думского меньшинства охарактеризовали это как "искусство усидеть на двух стульях", или "искусство фокусников-жонглеров".

На днях Сергей Лавров резко отчитал западную коалицию, чьи действия в интересах ливийских повстанцев являются, по сути, вмешательством в гражданскую войну и выходят за пределы установленных резолюцией полномочий.

Это было первым настолько радикальным заявлением из России после того, как ее президент и премьер устроили заочный спор о ситуации в Ливии. Глава правительства Владимир Путин раскритиковал позицию всех сторон этого конфликта: и НАТО, и Совбеза, и ливийского лидера Муаммара Каддафи, и сравнил резолюцию ООН с призывом к крестовому походу. Глава государства Дмитрий Медведев в отдельном выступлении его резко осадил: "Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые ведут к столкновению цивилизаций. Типа "крестовых походов" и так далее. Это неприемлемо. В противном случае все может закончиться гораздо хуже, чем даже происходит. Об этом должны помнить все".