В Россия 30 октября отмечают День памяти жертв политических репрессий. В этот день вспоминает тех, кто погиб в годы сталинского террора и тех, кто прошел советские лагеря уже после смерти "вождя всех народов"
Moscow-Live.ru
 
 
 
Пик репрессий пришелся на годы Большого террора, развязанного Сталиным в 1937-1938 годах. Однако трагедия началась значительно раньше
Архив NEWSru.com
 
 
 
Уже в 1918 году были расстреляны несколько тысяч священников, в 1921 году большевики так же расправилась с матросами - участниками Кронштадского мятежа. Затем настала очередь далеких от политики крестьян
Архив NEWSru.com
 
 
 
Накануне у Соловецкого камня на Лубянской площади в Москве прошла траурная акция общества "Мемориал". Ее участники, меняя друг друга, целый день читали имена репрессированных
Moscow-Live.ru

В Россия 30 октября отмечают День памяти жертв политических репрессий. В этот день вспоминает тех, кто погиб в годы сталинского террора, и тех, кто прошел советские лагеря уже после смерти "вождя всех народов". Дата была установлена в 1991 году в память о жестокой расправе с узниками лагерей в Мордовии, начавших голодовку 30 октября 1974 года.

Пик репрессий пришелся на годы Большого террора, развязанного Сталиным в 1937-1938 годах. Однако трагедия началась значительно раньше, отмечает ИТАР-ТАСС, почти сразу после революции 1917 года. Уже в 1918 году были расстреляны несколько тысяч священников, в 1921 году большевики так же расправились с матросами - участниками Кронштадтского мятежа. Затем настала очередь далеких от политики крестьян.

- Правозащитники считают опасными симпатии к Сталину

В конце 1920-х - начале 1930-х годов было раскулачено более одного миллиона крепких крестьянских хозяйств, около 5 млн "кулаков" высланы на спецпоселения. Накануне войны, которую потом назовут Великой Отечественной, из армии было "вычищено" 45% командного состава. После войны в лагеря попадут тысячи репатриированных граждан и военных, прошедших вражеский плен.

Точная цифра репрессированных, пожалуй, до сих пор не известна. По данным общества "Мемориал", только в 1937-1938 гг. было расстреляно более 40 тыс. человек.

Реабилитация жертв политических репрессий началась в СССР в 1954 году. Потом этот процесс был приостановлен и возобновился лишь в период начатой Михаилом Горбачевым "перестройки". Но только в 1991 году уже в новой России был принят Закон "О реабилитации жертв политических репрессий". По данным Генпрокуратуры, за годы его действия пересмотрено более 600 тысяч уголовных дел, сломавших жизнь более 900 тысяч человек.

Накануне у Соловецкого камня на Лубянской площади в Москве прошла траурная акция общества "Мемориал". Ее участники, меняя друг друга, целый день читали имена репрессированных. Акция "Возвращение имен" продолжалась до позднего вечера. Траурные митинги пройдут сегодня во многих городах страны.

Правозащитники считают опасными симпатии к Сталину

Правозащитники обеспокоены тем, что спустя полвека после массовых репрессий фигура советского лидера Иосифа Сталина у многих в российском обществе по-прежнему вызывает симпатии. "Тенденция обеления Сталина есть, и эта тенденция опасна", - сказал глава российского общества "Мемориал" Арсений Рогинский в связи с отмечаемым в четверг, 30 октября, Днем памяти жертв политических репрессий. Он полагает, что осмысления сталинских репрессий в российском обществе до сих пор не произошло, передает "Интерфакс".

"Сейчас это для населения как какое-то непонятное несчастье - жили, и вдруг свалилось. У нас в стране нет единой национальной памяти, наша память раздроблена", - сказал Рогинский.

"В четверг во всех регионах России будут вспоминать жертв репрессий - своих земляков. Но единого общенационального представления о том, почему произошли эти репрессии, что террор был обязательным для большевиков способом управления страной, - этого понимания нет", - отметил правозащитник.

Рогинский сообщил, что по российскому закону "О реабилитации" жертвами политических репрессий на пространстве бывшего СССР могут считаться 11-12 млн человек.

"Но если учитывать жертв бессудных расстрелов крестьянских восстаний, жертв искусственного голода начала 30-х, а также лишенных избирательных прав после революции, пострадавших от трудовых указов, другие категории, то это число может увеличиться по крайней мере вдвое", - заявил глава "Мемориала".

Он отметил, что исследователи по-прежнему испытывают трудности с доступом к архивам, касающимся советских репрессий. "Огромное количество документов в нашей стране неоправданно засекречено. Если вы попросите какие-то следственные дела 20-х, начала 30-х годов, то получите отказ. Даже для составления "Книг памяти" доступ к таким делам получить сложно, почти невозможно", - сообщил Рогинский.