Присяжные оправдали подводников, обвиненных в гибели 20 человек от ядовитого газа на борту атомной подлодки "Нерпа" в ноябре 2008 года. Коллегия присяжных Тихоокеанского флотского военного суда признала капитана субмарины Дмитрия Лаврентьева и матроса Дмитрия Гробова невиновными, сообщает "Интерфакс".
Капитан Лаврентьев обвинялся в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двух и более лиц (п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ), а Гробов - в причинении по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ), а также в причинении вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды (ч. 2 ст. 118 УК РФ).
Виновных не осталось. Адвокат объяснил, что людей сгубила "система"
Прокуратура Тихоокеанского флота сразу же объявила, что намерена обжаловать оправдательный вердикт. "С данным решением не согласны и будем обжаловать в кассационном порядке. Это обязательно", - сказал прокурор ТОФ Сергей Коломиец.
С прокуратурой согласился и не назвавший своего имени инженер по наладке и испытаниям, присутствовавший на АПЛ "Нерпа" в момент трагедии. "Я считаю, и это мое личное мнение, что вердикт несправедлив, - заявил мужчина журналистам. - Я там был, я все видел и слышал своими ушами. Если бы там были и вы, вы бы тоже это поняли". По его словам, присяжные "во время процесса не вникали в суть дела".
Зато адвокат оправданного капитана Сергей Бондарь заявил, что считает решение присяжных объективным. "Это суд народа, он вынес свое решение", - констатировал юрист. На вопрос, кто же виноват, адвокат ответил: "Это система, которая сложилась в последние годы, относящаяся к военному комплексу. Скорее всего, это системная ошибка".
Следующее судебное заседание назначено на 5 октября. Оно будет уже сугубо техническим: после решения присяжных судье остается лишь объявить об оправдании обоих фигурантов дела. "Будут ли искать виновных в этой трагедии - решать следствию", - отметил адвокат капитана Лаврентьева.
Люди погибли не от отравления и не из-за ошибки матроса
8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море на "Нерпе" несанкционированно сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. В результате погибли 17 гражданских лиц, в основном специалисты Амурского судостроительного завода, которые принимали лодку в эксплуатацию, а также трое военных. Еще около 40 человек были доставлены в госпитали.
В конце июля этого года эксперты представили свои выводы о причинах трагедии. По версии экспертной комиссии, чье заключение было зачитано на слушаниях, смерть подводников наступила не от отравления смесью двух газов - тетрахлорэтилена и фреона, как говорилось ранее, а от удушья из-за нехватки воздуха в отсеке.
Следствие сразу же назвало главным виновником трагедии матроса Гробова. Моряка обвиняли в том, он случайно набрал на клавиатуре команду на запуск системы пожаротушения, и во второй отсек стал поступать опасный для людей огнегаситель. Сам Гробов первоначально признал свою вину, но потом забрал признание назад.
Мужчина заявил, что в ходе расследования на него давили сотрудники ФСБ, угрожая "закрыть" в СИЗО. По словам Гробова, он даже не подходил к компьютеру и никак не мог запустить систему пожаротушения.
В недавнем интервью "Комсомольской правде" Дмитрий Гробов рассказывал, что в момент аварии был в первом отсеке. Он услышал команду о смене вахты и отправился заступать. Лодка в этот момент находилась на 10-метровой глубине. Уже во втором отсеке моряк услышал ревун, направился на верхнюю палубу узнать, в чем дело, и на него сразу же полилась жидкость.
"Я понял, что это огнегаситель, побежал в первый отсек на свой боевой пост. По дороге встретил двоих гражданских, помог им включиться в ПДА (портативный дыхательный аппарат). Успел предупредить людей на камбузе. ПДА я не надевал, нужно было объявлять тревогу. Сам удивляюсь, как жив остался. Лодка аварийно всплыла и вернулась на базу. Я до 10 ноября стоял на вахте, только потом пошел домой", - рассказал Гробов.
11 ноября, когда Гробов пришел на службу, его забрали для беседы сотрудники ФСБ. По словам матроса, его лишили свободы и угрозами заставили подписать признание.