Бывший начальник 11-го отдела московского УБОПа майор Вячеслав Душенко, разыскиваемый Моспрокуратурой за убийство во время допроса капитана третьего ранга в отставке Александра Пуманэ, заявил "Коммерсанту", что не только не убивал задержанного бывшего подводника, но даже пытался его спасти.
Разыскиваемый Душенко утверждает, что он в принципе готов явиться в прокуратуру и дать показания, но не пойдет, потому что его дело расследуют необъективно. На вопрос, что заставило его находиться в бегах, он ответил, что точно не чувство вины. "Виновным в чем-либо себя я не считаю. К преступлению я не причастен. Поэтому после случившегося я спокойно продолжал работать", - заявил Душенко.
"Смерть Пуманэ вызвала большой общественный резонанс, и прокуратуре нужно было срочно реагировать. Необходимо было показать на всю страну, как прокуратура быстро и качественно борется с нарушениями закона сотрудниками МВД. А руководству ГУВД – как они оперативно отреагировали на нарушение законности в своих рядах", - считает он.
Истинных обстоятельств смерти Пуманэ установлено так и не было. "Вместо объективного расследования событий в прокуратуре стали действовать по принципу: раз есть преступление, значит, должен быть обвиняемый. То есть им нужен был стрелочник. Мне стало известно, что стрелочником хотят сделать меня. В этот момент я не скрывался, а находился на больничном. Об этом было известно и моему руководству, и прокуратуре. Однако, не дожидаясь моего выздоровления, без допроса хотя бы в качестве свидетеля 5 октября 2004 года мне было заочно предъявлено обвинение в причинении телесных повреждений Пуманэ и злоупотреблении служебным положением", - рассказал Душенко.
Версия Душенко: "Телесных повреждений у задержанного я не заметил"
Вячеслав Душенко выдвинул свою версию того, что произошло в 83-м отделении милиции 18 сентября 2004 года: "Когда я приехал в 83-е отделение, там уже находилось большое количество сотрудников различных силовых ведомств. Пуманэ в этот момент опрашивал дознаватель Петров. Он пытался взять объяснения с Пуманэ, но в силу отсутствия опыта работы у него это очень плохо получалось. Мне было известно, что у задержанного нашли документы еще на две машины, которые также могли быть начинены взрывчаткой. Их надо было срочно найти и обезвредить. Времени на вялый опрос Пуманэ дознавателем просто не было".
При этом Душенко подчеркнул, что надо учитывать, что незадолго до этого были взорваны самолеты, совершен теракт возле метро "Рижская", захвачены заложники в Беслане. Будучи руководителем отдела УБОП Москвы по противодействию терроризму, он обязан был сделать все для предотвращения вероятного теракта и отдал приказ "побеседовать с задержанным немедленно", сказал Душенко. "Хочу заметить, что приписываемую мне СМИ фразу: "Сейчас он у меня заговорит" - я не произносил", - отметил он.
Прокуратура обвиняет Душенко в том, что, забрав Пуманэ для беседы из кабинета дознавателя, он помешал проведению следственного действия. Но в то время уголовное дело возбуждено еще не было, а без его возбуждения никакие следственные действия, за исключением осмотра места происшествия, проводиться не могут, возражает Душенко.
"Ни в какой подвал я Пуманэ не отводил. И уж тем более не бил. Я даже толком с ним побеседовать не успел. К нашему разговору тут же присоединилось большое количество незнакомых мне сотрудников силовых ведомств, и мы стали только мешать друг другу. В этот момент я услышал, что следователь территориального отдела готов совместно со взрывотехниками ФСБ начать осмотр машины, на которой Пуманэ был задержан. Тогда я решил, что лучше приму участие в осмотре. После того как осмотр был закончен, в Богословском переулке нашлась вторая машина Пуманэ. Она была припаркована рядом с домом. Я выехал туда, чтобы помочь в эвакуации жильцов", - свидетельствует Душенко.
"Что происходило с Пуманэ в это время в отделении милиции, я не знаю. Вернувшись после проведения эвакуации, я от кого-то услышал, что Пуманэ стало плохо. Войдя в отделение, я обнаружил его на лестнице, рядом с ним стояли незнакомые мне сотрудники. Я крикнул им, что надо вызвать скорую, а сам попытался оказать Пуманэ первую помощь. Вскоре приехала скорая и госпитализировала его. Каких-либо телесных повреждений у задержанного я тогда не заметил".
На вопрос, что он собирается делать дальше, Душенко сообщил, что готов явиться в прокуратуру и дать показания, однако сомневается в объективности расследования. "Я сомневаюсь, что кто-нибудь там (в прокуратуре) возьмет на себя смелость признать, что за восемь месяцев расследования уголовного дела следователи так и не выяснили, кто, где и когда причинил Пуманэ телесные повреждения, от которых он скончался", - сказал он.
Вячеслав Душенко служил в органах внутренних дел с 1991 года на различных должностях в службе криминальной милиции. Неоднократно поощрялся руководством ГУВД Москвы, МВД России, имеет государственные и ведомственные награды, ветеран боевых действий в Чечне – имеет ранение и контузию. 15 февраля 2005 года был уволен из органов внутренних дел.
Напомним, что отставной моряк-подводник Александр Пуманэ был задержан в ночь на 18 сентября 2004 года у дома номер 2 в Спиридоньевском переулке сотрудниками угрозыска 83-го отделения милиции капитаном Зайнуллиным, лейтенантом Денисовым и младшим сержантом Гулиным. В его машине ВАЗ-2105 обнаружили мощную бомбу, состоявшую из двух мин МОН-50 и тротиловой шашки, а также взрыватели и пульт дистанционного управления. Задержанного доставили в 83-е отделение милиции, откуда он после допроса попал в Институт скорой помощи имени Склифосовского. Врачи спасти подозреваемого не смогли - он скончался от травм, полученных во время допроса. По факту гибели бывшего подводника было возбуждено уголовное дело, расследовать которое поручили сотрудникам Моспрокуратуры.
Проводивший допрос Пуманэ заместитель начальника 5-й оперативно-разыскной части УБОПа столичного ГУВД Вячеслав Душенко через некоторое время бесследно исчез. Майор Душенко, проходивший свидетелем по делу о гибели Александра Пуманэ, фактически скрылся от следствия, перестав ходить на допросы в Моспрокуратуру. Прокуратура предъявила ему заочное обвинение в "превышении должностных полномочий" и "причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть". После того как он стал подозреваемым в гибели бывшего подводника, его уволили со службы. После предъявления официального обвинения он был с санкции суда объявлен в федеральный розыск.
В деле Пуманэ с самого начала было крайне много странностей. Допрос подводника обрывается на полуслове: его начали избивать, не дав сознаться. Подпись под протоколом допроса оказалась фальшивой, а родственники долго не могли опознать его тело. Когда в прокуратуре опознали тело подводника по зубам, его бывшая жена заявила, что не верит в это.
Как известно, Пуманэ был задержан по подозрению в подготовке теракта в Москве. Однако недавно стали известны сенсационные результаты частного расследования загадочной гибели Пуманэ, которые обнародовал депутат Госдумы Виктор Илюхин.
По версии заместителя главы думского комитета по безопасности, гибель подводника Пуманэ не имеет никакого отношения к якобы готовившимся в Москве терактам. Илюхин заявил, что Пумане был киллером, работавшим на "питерских силовиков", на Романа Цепова, убитого через 5 дней после Пуманэ, и готовил покушение на генерала ФСБ Александра Трофимова.
Генерала ФСБ Трофимова позднее все же убили. Это произошло 10 апреля 2005 года. 65-летний генерал-полковник подъехал с семьей к дому на черном Jeep Cherokee. Убийца в маске несколько раз выстрелил в генерала из пистолета.