В Туркмении приступила к работе миссия наблюдателей от СНГ, прибывшая в Ашхабад по приглашению туркменской стороны в связи с предстоящими 12 февраля выборами президента республики
RTV International

В Туркмении приступила к работе миссия наблюдателей от СНГ, прибывшая в Ашхабад по приглашению туркменской стороны в связи с предстоящими 12 февраля выборами президента республики. На это приглашение откликнулись представители ряда европейских государств, а также международных организаций, которым представится возможность наблюдать за ходом предвыборной кампании и непосредственно за голосованием в день выборов.

Первой в этом качестве в Туркменистан прибыла делегация от СНГ, возглавляемая руководителем Штаба миссии наблюдателей Евгением Слободой. По прибытии в Ашхабад члены миссии посетили Центральную избирательную комиссию страны, где ознакомились со списком избирательных участков и составом участковых избирательных комиссий, образцами избирательных документов, в целом проделанной на местах работой.

Напомним, что в качестве кандидатов на главный государственный пост Туркменистана ЦИК зарегистрировал восемь претендентов, среди которых и действующий президент Гурбангулы Бердымухаммедов. Но, как отмечают местные правозащитники, "парламенту пристойнее было бы "по воле народа" проголосовать за продление срока Бердымухаммедова, чем устраивать даже не имитацию, а какой-то печальный, амебно-простейший цирковой балаган под названием "демократические выборы президента Туркменистана", пишет "Фергана.ru".

Издание напоминает, что на предыдущих выборах президента в 2007 году у Бердымухаммедова было пять конкурентов. И их судьба после выборов печальна. Нурыев, набравший, по официальным данным, 2,38% голосов и занявший третье место, был арестован через месяц после выборов и осужден на длительный срок. Один из его сыновей, работавший в столичном УВД, после ареста отца уволен из органов. Поманов (1,31% голосов) был уволен с поста главы города Туркменбаши в апреле 2009 года с формулировкой "за недостатки в работе". Глава города Абадан Гараджаев (1,55% голосов) был уволен со своего поста после выборов, как и Гурбанов (2.37% голосов), бывший глава Карабекаульского района Лебапской области. Атаджиков (3,23% голосов) - единственный, кто завершил свою карьеру после выборов относительно благополучно, - его отправили на пенсию.

Поэтому, по мнению издания, кандидаты-соперники "должны молиться о том, чтобы набрать как можно меньше голосов".

Власти стараются придать этому вполне предсказуемому акту волеизъявления видимость состязательности.

Никаким свободам в одной из самых закрытых стран мира уже никто всерьез не верит, пишет "Независимая газета". Также слабо верится и в новые предвыборные обещания основного кандидата в президенты. В его предвыборной программе среди старых лозунгов о либерализации теперь звучат и новые - инновации и ускоренная индустриализация. Теперь он сулит благополучие на основе углеводородных богатств страны, но при нынешней непредсказуемой политике Ашхабада все это выглядит большой утопией, отмечает "НГ".

В стране, занимающей в мировых рейтингах свобод и коррупции "почетные" места по соседству с одиозными африканскими режимами, выборы - лишь повод гадать, насколько голоса электората превысят 90-процентный порог в поддержку лидера нации. Бердымухаммедов, пришедший к власти после смерти в конце 2006 года Сапармурата Ниязова, пожизненного Туркменбаши, свернул обещанную оттепель и начал выстраивать собственный культ личности. И предстоящие выборы - лишний повод взглянуть на экономические перспективы Туркменистана в контексте геополитической борьбы за энергоресурсы этой страны.

Бердымухаммедов завершил провозглашенный его предшественником "Золотой век туркмен", назвав этап своего правления эпохой "Великого возрождения". В опубликованной предвыборной программе туркменский лидер обозначил приход "новой исторической эпохи", у которой пока нет названия, но цель которой - превратить страну из аграрной в индустриальную с развитием науки и с многочисленными "инновациями", но без иностранных инвестиций.

Как пишет "Независимая газета", попытки Туркменистана осуществлять амбициозные проекты самостоятельно инвесторы оценивают скептически: нет ни финансовых, ни политических ресурсов. Основным источником валютных поступлений и экономического роста для страны является экспорт газа.

Но до конца 2009 года Туркменистан не имел возможности продавать свой газ в Россию, и только в декабре 2009 года Москва и Ашхабад договорились о возобновлении газовых поставок в Россию с 2010 года, однако объем закупок сократился до ежегодных 11 млрд кубометров.

Впрочем, за прошедшие три года Бердымухаммедов продвинулся в переговорах с США и Евросоюзом в вопросе строительства газопровода Nabucco по экспорту газа из Каспийского региона в Европу в обход России. В конце 2009 года была запущена первая ветка газопровода из Туркменистана в Китай, а в 2010 году Ашхабад вернулся к старой идее строительства газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ).

Однако из-за резкого падения доходов от продажи газа Ашхабад не может самостоятельно финансировать инвестиционную программу. А перспективы участия в проекте Nabucco туманны из-за геополитических разногласий Запада и России, а также неурегулированного статуса Каспия.

Туркменистан мог бы обойтись своими инвестиционными ресурсами для модернизации экономики, если бы не масштабная коррупция. По данным международной неправительственной организации Crude Accountability, только 20% доходов от разработки месторождений идут в бюджет страны. Кроме коррупции в стране произвол властей, непрозрачность принятия решений, административные препоны, отсутствие правовой защиты инвесторов в зависимых от властей туркменских судах и самоизоляция страны от внешнего мира.

Кроме того, отпугивают любых инвесторов и такие действия властей, как в ситуации с российской МТС или турецкими строительными компаниями. В декабре 2010 года была приостановлена лицензия крупнейшего российского сотового оператора, обслуживавшего в Туркменистане 2,4 млн абонентов. Сеть МТС до сих пор простаивает. А в апреле 2011 года правительство Туркмении отказало более 40 строительным компаниям из Турции в выплате около 1 млрд долларов по исполненным контрактам.

Как пишет газета, ссылаясь на доклад российского Международного института политической экспертизы, отношение туркменских властей к различным странам не отличается устойчивостью. Все преференции базируются на шатком фундаменте "коррупции и личных связей с двумя - тремя лицами из руководства страны".

В этих условиях единственный вариант для исполнения амбициозных предначертаний Бердымухаммедова - брать в долг. Но международные финансовые организации неохотно предоставляют льготные кредиты на финансирование крупных инфраструктурных проектов из-за непрозрачных схем реализации контрактов.

Эксперты отмечают, что Туркменистан активно играет на исторических и цивилизационных противоречиях России, Запада и Китая. Но подобные "геополитические качели" являются рискованной игрой, поскольку никто из внешних игроков в итоге не остается удовлетворенным.