Российский журналист-правозащитник приехал на отдых в Турцию и "внезапно" решил бежать в Израиль
РАДИО СВОБОДА / ЕКАТЕРИНБУРГ

Российский журналист и правозащитник, внештатный корреспондент "Радио Свобода" в Екатеринбурге Сергей Кузнецов решил просить политического убежища в Израиле.

Он приехал в эту страну на экскурсию в рамках обычной туристической поездки в Турцию, и "неожиданно" ему пришла в голову мысль там остаться. Он считает, что в России над ним висит угроза физической расправы как над одним из оппонентов власти и что в стране в целом сложилась крайне опасная ситуация для всех демократически настроенных общественных деятелей.

В эксклюзивном интервью NEWSru Israel Кузнецов высказал мнение, что в связи с приближающимися президентскими выборами российские власти чувствуют себя неуверенно и стремятся максимально снизить общественную активность, помешать консолидации граждан. Действуют они при этом самым жестким образом - под предлогом борьбы с экстремизмом ведут за активистами демонстративную слежку, адресуют им телефонные звонки с угрозами.

Правозащитник не исключил, что нагнетание давления, признаки которого видятся повсеместно, возможно, является предвестником грядущих массовых арестов. У властей здесь колоссальное преимущество, поскольку судебная система, по словам Кузнецова, "наводнена агентами различных служб" и "превратилась в составляющую часть спецслужб". Иными словами, суды будут штамповать удобные властям приговоры, полагает он.

Он особо отметил инициативу временного главы Совета Федерации, единоросса Александра Торшина позволить России блокировать решения Страсбургского суда.

"Если власти не предпримут экстраординарных действий по нейтрализации сил, которые могут помешать им под видом выборов провести то, что они хотят сделать, время будет горячее. А властям нужно спокойствие, даже ценой значительного ущерба репутации России на международной арене", - сказал Кузнецов.

По его оценке, власти действуют в состоянии настоящего цейтнота: понимая, что времени у них совсем немного, они принимают срочные меры в отношении правозащитников, зачастую прибегая к помощи криминальных и полукриминальных элементов.

Подобным образом пытались "разобраться" с самим Кузнецовым. Он рассказал, что в середине мая его сосед, связанный с криминальными структурами, признался ему, что в милиции от него требуют предпринять физические действия в отношении беспокоящего их правозащитника. К примеру, ему предлагалось поджечь машину или квартиру Кузнецова.

Он подчеркивает, что речь шла именно о физической расправе - инициировать уголовное преследование журналиста с целью упрятать его в тюрьму было бы для властей невыгодным. Тем более что несколько процессов Кузнецов уже выиграл в Европейском суде в Страсбурге. "А физическое устранение под предлогом ссоры с уголовником - очень удобный метод", - подытожил он.

Кузнецов считает, что Запад видит картину происходящего в России, но опасается, что если начнет оказывать на нее политическое или дипломатическое давление, столкнется с ответными угрозами, подкрепленные ядерным потенциалом России. Поэтому на Западе, по его мнению, стоят перед очень жестким выбором: позволить ли Путину и его компании преследовать десятки тысяч человек или решиться на давление.

По словам Кузнецова, он видит свою задачу в том, чтобы на Западе привлечь внимание не политиков, а общественности. "Удивить кого-либо тем, что человек попросил политического убежища в Лондоне, невозможно. А если достаточно известный российский журналист и правозащитник, знакомый с Сахаровым и Буковским, попросит убежища в Израиле, это привлечет внимание местной и, возможно, мировой общественности не к моей персоне, а к ужасающим тенденциям, которые наблюдаются в России", - пояснил он.

В ближайшее время журналист решит, обращаться ли с просьбой об убежище к израильским властям или в посольство Великобритании. При этом его жена приняла решение вернуться в Россию - как он говорит, из-за работы, поскольку у нее как у адвоката много обязательств перед клиентами. Но если ему предоставят убежище, его семья будет рассматривать вариант начать новую жизнь за пределами России.

Как отмечает NEWSru Israel, Сергей Кузнецов начал правозащитную деятельность еще до распада СССР. Он - один из последних советских политзаключенных - более года провел в тюрьме за активное участие в создании Демократического Союза в Екатеринбурге. В своем ЖЖ он так и пишет о себе: "Журналист-правозащитник, диссидент и бывший политзаключенный".