Нижняя палата парламента Таджикистана ратифицировала соглашение о дислокации 201-й российской военной базы на территории этой республики до 2042 года, передает РИА "Новости". Одновременно депутаты ратифицировали двустороннее соглашение о порядке пребывания граждан Таджикистана на территории РФ.
Теперь оба документа должна утвердить верхняя палата парламента, а затем подписать президент Таджикистана. Только после этого они вступят в силу.
Соглашение о сроках и условиях пребывания 201-й РВБ в Таджикистане было подписано президентом РФ Владимиром Путиным и его таджикским коллегой Эмомали Рахмоном почти ровно год назад - 5 октября 2012 года. Его ратификация "обеспечивает стабильность в регионе Центральной Азии и безопасность во всем Таджикистане", заявил министр обороны республики Шерали Хайруллоев, представляя документ перед голосованием в парламенте.
В частности, по его словам, нахождение "крупного сухопутного соединения РФ на территории страны послужит ликвидации возможных внешних угроз, в том числе на таджикско-афганской границе", передает ИТАР-ТАСС. Это видится весьма актуальным в преддверии вывода войск антитеррористической коалиции из Афганистана в 2014 году, отмечают эксперты и наблюдатели.
Кроме того, соглашение предусматривает оказание "технической помощи для модернизации таджикской армии", добавил Хайруллоев. Начиная с 2005 года сумма этой помощи превысила 411 млн долларов, уточнил он.
Также в соответствии с договоренностью Россия окажет помощь Таджикистану в подготовке военных кадров и ремонте военной техники. В итоге депутаты единогласно поддержали данное соглашение.
Подписанное президентами двух стран и подвисшее на год соглашение о статусе и условиях пребывания 201-й РВБ на ратификацию в Маджлиси (парламент республик) президент Таджикистана Эмомали Рахмон представил 18 сентября. На следующий день министр обороны РФ Сергей Шойгу на встрече с участниками международного дискуссионного клуба "Валдай" поведал собравшимся, что по 201-й российской военной базе в Таджикистане существует программа, которая в ближайшем времени будет выполняться, но не раскрыл подробностей. Также он отказался отвечать на вопрос, будет ли увеличиваться контингент на данной РВБ.
В настоящее время 201-я РВБ в Таджикистане насчитывает около шести тысяч военнослужащих, дислоцированных в трех гарнизонах - близ столицы Душанбе, а также городов Куляб и Курган-Тюбе. Это крупнейший сухопутный военный объект России, расположенный за ее пределами.
Одновременно с соглашением о РВБ на ратификацию в Маджлиси было представлено двустороннее соглашение о порядке пребывания граждан Таджикистана на российской территории, подписанное 8 февраля в Москве. Документ предусматривает создание льготных условий для таджиков - до 15 дней увеличен срок, в течение которого гастарбайтеры могут не становиться на миграционный учет в РФ. По данным миграционной службы Таджикистана, в настоящее время на территории России находится 800-900 тысяч таджикских мигрантов.
Постановлением правительства РФ от 2 мая было утверждено двустороннее соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов в Таджикистан и о возможных инвестициях в строительство малых и средних ГЭС на реках Таджикистана, подписанное 6 февраля 2013 года в Москве.
Таджикские власти долгое время не спешили отправлять договор на ратификацию, пока в марте 2013 года РФ и Таджикистан не оказались на грани масштабной ссоры. Тогда Москва требовала от Душанбе немедленного одобрения соглашения, а таджикские власти со своей стороны обращали внимание России на скорейшую реализацию договора по миграции, беспошлинным поставкам нефтепродуктов, а также на необходимость оказания помощи в модернизации армии.
В результате вопрос сдвинулся с места только после рабочего визита Рахмона в Россию 1 августа - за три месяца до президентских выборов в Таджикистане. Тогда таджикский лидер побывал в подмосковной резиденции Путина в Ново-Огарево и сумел добиться ратификации соглашений о беспошлинных поставках нефтепродуктов и об облегчении процесса трудовой миграции. Со своей стороны Рахмон заверил, что договор по 201-й РВБ будет согласован таджикским парламентом в октябре текущего года.