В четверг, 1 октября, главнокомандующий военными силами Швеции Сверкер Йорансон покидает свой пост и передает полномочия преемнику Микаэлю Бюдену. Накануне в интервью изданию Dagens Nyheter Йорансон заявил, что сейчас более чем когда-либо уверен в том, что иностранная подлодка, якобы нарушившая границы Швеции без малого год назад, действительно существовала.
"Я совершенно уверен в том, что в прошлом октябре вторжение в Швецию имело место. Сегодня я уверен в этом даже больше, чем тогда. Полученные нами результаты окончательного анализа шире и глубже", - заявил экс-главком.
Он также отметил, что расследование показало присутствие иностранной военной силы не только в прибрежных водах возле Стокгольма, но и на суше.
"Имеется некоторое количество событий на суше. И военные, и полиция дали информацию, и мы проанализировали ее совместно", - рассказал Йорансон.
"Мы сделали находки на суше и в воде. Их нельзя связать с иностранной державой, но, возможно, они использовались иностранными силами. Я не буду пускаться в детали, потому что, если это действительно следы присутствия иностранных сил, им не следует знать, что и где мы нашли", - пояснил он.
Напомним, что представители ВС Швеции сообщили об "иностранной подводной деятельности" в районе Стокгольмского архипелага 17 октября 2014 года.
В результате расследования власти Швеции заявили в ноябре, что обнаружили доказательства вторжения, и предъявили фотографию, которая зафиксировала пену на поверхности воды. По мнению специалистов шведских вооруженных сил, это не не может быть обычным "барашком" на море - на снимке след от воздуха из балластных цистерн малогабаритной субмарины. Также была представлена фотография, запечатлевшая, предположительно, рубку субмарины.
Кроме того, главнокомандующий сообщил, что военные обнаружили на морском дне след от подлодки. Также в распоряжении шведов оказались свидетельства отдельных граждан. Как сообщается, помимо этого военные засекли сигналы сонаров лодки.
Военным удалось установить, что это была малогабаритная субмарина, однако определить ее принадлежность они не смогли. Несмотря на это, многие высказывали предположение о том, что подлодка принадлежит России.
Поисковая операция продолжалась почти две недели, однако не дала никаких результатов, если не считать целой волны злободневных шуток в прессе - как в шведской, так и в зарубежной.