Шведская таможня признала участие затонувшего парома Estonia в операции по перевозке российских военных грузов
Архив NEWSru.com
 
 
 
Власти Швеции распорядились начать новое расследование обстоятельств и причин гибели парома Estonia, который затонул в сентябре 1994 года, выполняя рейс между Таллином и Стокгольмом
Архив NEWSru.com
 
 
 
Десять лет назад таможня и вооруженные силы Швеции заключили договор, в соответствии с которым таможенники не проверяли прибывающие пассажирским паромом Estonia машины с купленной у российской армии электроник
Архив NEWSru.com

Власти Швеции распорядились начать новое расследование обстоятельств и причин гибели парома Estonia, который затонул в сентябре 1994 года, выполняя рейс между Таллином и Стокгольмом. Тогда погибли 852 человека. "Возможно, мы найдем что-нибудь, что прольет свет на случившееся", - заявил премьер-министр Швеции Йоран Перссон.

Бывший в 1994 году начальником таможни Швеции Свен Петер Олссон в интервью Шведскому радио сообщил, что десять лет назад таможня и вооруженные силы Швеции заключили договор, в соответствии с которым таможенники не проверяли прибывающие пассажирским паромом Estonia машины с купленной у российской армии электроникой.

На днях в одной из программ шведского телевидения был показан репортаж, в котором утверждалось, что за неделю до трагедии судно перевозило некий груз "военного назначения", который был закуплен в России шведскими спецслужбами.

Российский МИД в пятницу заявил о том, что Москва не получала официальной информации касательно перевозки на "Эстонии" российского военного оборудования. "Последние несколько дней в прессе появилось достаточно много сообщений и спекуляций на этот счет. Однако какая-либо официальная информация на этот счет не поступала ни от эстонской, ни от шведской сторон", - цитирует сообщение внешнеполитического ведомства "Интерфакс".

Десять лет назад таможня и вооруженные силы Швеции заключили договор, в соответствии с которым таможенники не проверяли прибывающие пассажирским паромом Estonia машины с купленной у российской армии электроникой. Это признал бывший в 1994 году начальником таможни Швеции Свен Петер Олссон в интервью Шведскому радио.

При этом, как сообщает в пятницу эстонская газета Postimees, Олссон, сославшись на секретность информации, отказался сообщать, насколько масштабной была перевозка военной техники на пароме. В то же время, он заявил, что у таможни не было данных, имелись ли военные грузы на борту парома Estonia в последнем рейсе 28 сентября 1994 года.

Ранее сообщалось, что в четверг в статье Postimees было высказано предположение, что спецслужбы Швеции могли напрямую или через посредников закупать до 31 августа 1994 года секретную электронику от российской армии. При этом газета ссылалась на источник, близкий к спецслужбам Эстонии.

По словам источника, в 1994 году можно было заметить большой интерес дружественных Эстонии государств к российским воинским частям и наверняка происходили сделки, в ходе которых наши соседи приобретали для себя "кое-что интересное". В то же время, по мнению источника, экипаж парома Estonia ничего не знал о секретных перевозках.

Аналогичные предположения высказывались и в шведских СМИ. Так, в передаче шведского телевидения Uppdrag granskning, вышедшей в эфир в минувший вторник, также высказывалось мнение, что "паром Estonia под покровом сверхсекретности перевозил в Швецию военное оборудование российской армии". Скорее всего, полагают авторы программы, перевозки осуществляли представители вооруженных сил Швеции совместно с концерном Ericsson.

Бывший шведский таможенник Леннарт Хендрикссон сообщил в передаче, что шведской таможне по приказу высшего руководства не разрешалось проверять груз в некоторых машинах, прибывавших на паромах из Эстонии.

"В середине сентября (1994 года), 12 или 13 числа, меня и моего непосредственного начальника вызвал начальник таможни и сказал, что на пароме Estonia прибудет автомобиль, который нельзя проверять. Он дал мне номер этой машины", - рассказал он.

Когда паром прибыл 14 сентября, таможенник поговорил с водителем Volvo 745, зарегистрировавшимся под именем Франк Ларссон. "Я открыл все же некоторые ящики, в них была военная электроника", - сообщил Хендрикссон. В авторегистре он выяснил, что машина принадлежала фирме Ericsson Access AB.

Как сообщил тогда же шведскому телевидению бывший на момент катастрофы командующий вооруженными силами Швеции Ове Викторин, международная комиссия, расследовавшая катастрофу, не располагала информацией, что на пароме перевозили секретные военные грузы.

Между тем бывший в начале 1990-х годов военным атташе Швеции в странах Балтии Сорен Линдман сообщил, что получал задачу проследить, что из военного оборудования, оставшегося от распавшегося Советского Союза, могло представлять интерес для Швеции. По его словам, также с этим делом может быть связана шведская служба военной разведки KSI.

Гибель парома: версии

Паром Estonia затонул в Балтийском море на пути из Таллина в Стокгольм 28 сентября 1994 года во время сильного шторма. При крушении погибли 852 человека.

По заключению эстонско-финляндско-шведской комиссии, причиной гибели парома стали конструктивные недостатки парома. Носовой люк не выдержал удара волн, и судно затонуло в течение 20 минут. Правительство Швеции вскоре после трагедии вышло с инициативой накрыть паром бетонным саркофагом, однако позднее отказалось от этой идеи. Район гибели был объявлен местом захоронения, где запрещено проводить всяческие работы, сообщает "Интерфакс".

В то же время, многие в Эстонии сомневаются в выводах комиссии. По некоторым версиям, паром мог пойти на дно из-за взрыва на борту, подводной пробоины, столкновения с подводной лодкой или действий преступников, затопивших паром Estonia, чтобы скрыть контрабандный груз.