Преисполненное самонадеянности или же стремящееся ввести мир в заблуждение правительство президента Саддама Хусейна открыто смакует приближение битвы за Багдад
SkyNews
 
 
 
Иракские чиновники хвастаются тем, что их элитные подразделения готовы отразить удар, к которому они готовились на протяжении многих лет
SkyNews
 
 
 
В официальных заявлениях представители Багдада обещают затяжную войну на окраинах города, где иракская армия разместилась в тени пальм, на фермах на берегу реки Тигр
SkyNews

Силы США находятся в 6 милях от окрестностей Багдада - некогда центра устремлений армий арабов, монголов, турок-оттоманов и британцев. Однако сейчас древняя столица вряд ли производит впечатление крепости.

Тем не менее, пишет сегодня The Washington Post (перевод на сайте Inopressa.ru), преисполненное самонадеянности или же стремящееся ввести мир в заблуждение правительство президента Саддама Хусейна открыто смакует приближение битвы за Багдад. Иракские чиновники хвастаются тем, что их элитные подразделения готовы отразить удар, к которому они готовились на протяжении многих лет.

В официальных заявлениях представители Багдада обещают затяжную войну на окраинах города, где иракская армия разместилась в тени пальм, на фермах на берегу реки Тигр. Как только эти части будут вынуждены отступить, говорит правительство, иракцы начнут применять тактику, которую с некоторым успехом они использовали в южных городах, когда банды лояльных режиму боевиков рассредоточились в бедных перенаселенных районах, совершая атаки и набеги на американские войска по пути их следования к Багдаду по открытым автотрассам, отмечает американское издание.

Ирак не исключает, что американские силы могут войти в Багдад и заявить о победе, находясь в самом центре этого города, задолго до того, как будет подавлено сопротивление.

"Ничто не может помешать врагу делать с Багдадом все что угодно, - заявил на прошлой неделе министр обороны Ирака султан Хашем Ахмад, ссылаясь на авиаудары, которые днем и ночь наносят силы коалиции по столице. - Однако враг должен войти в Багдад и тогда Багдад станет его могилой".

Примерно то же пообещал вице-премьер Ирака Тарик Азиз: "Останьтесь в Багдаде и посмотрим, что произойдет".

Иракцы настаивают на том, что они в состоянии нейтрализовать господство своих противников в воздухе партизанской тактикой, которая зажимает гражданское население в тиски между боевиками и солдатами коалиции. В окрестностях Багдада иракские силы могут подойти к американским войскам гораздо ближе, чем ранее - возможно, для проведения терактов, которые обещали некоторые чиновники. Иракцы также могут воспользоваться ресурсами находившейся у власти три десятилетия партии Баас и сражаться на территориях, которые она держала под своим полным контролем.

"Наша стратегия основывается на длительной войне, и, как мне кажется, мы уже преуспели, сорвав вражеские планы, - заявил на этой неделе вице-президент Ирака Таха Яссин Рамадан. - Каждый день, который продлевает войну, совпадает с интересами Ирака".

Между тем в этом сценарии есть много недочетов, в том числе и таких, которые обусловлены географией и городским ландшафтом Багдада.

В средние века во времена правления Аббасидов Багдад окружали высокие кирпичные стены с четырьмя воротами. Остались только одни - Баб аль-Вастани. Сегодня на юг и на запад от города - именно на южном и западном направлениях, вероятно, развернется американское наступление - отходят скоростные автострады, протянувшиеся по плоской равнине.

От центра Багдада на запад дорога пролегает через Мансур и Кинди - два самых престижных района Багдада, проходит мимо руин дворца Салаама, где стоят четыре бюста Хусейна, и мимо развалин центральной телефонной станции Маамун. На западной окраине города дорога превращается в шестиполосное шоссе с переплетением эстакад, которые чем-то напоминают Лос-Анджелес.

На юг, через самые густонаселенные районы Багдада, уходят две дороги - в города Кут и Кербела.

На дороге к Куту нет никаких укреплений. Дорога проходит через районы среднего класса, такие как Новый Багдад, мимо военного комплекса Рашид и Военного училища. Она пересекает реку Дийала, воды которой испускают стойкий запах нечистот.

За КПП, охраняемым Республиканской Гвардией, начинается пустынная промышленная зона с заброшенными цехами и покинутыми автомобильными заводами с символами Volkswagen, Fiat and Volvo, занесенными песком. На фоне этого "лунного" пейзажа, среди облаков пыли, выделяется только развевающаяся аба одинокой женщины, пасущей коз на земле с редкими клочками травы.

Дорога в Кербелу проходит через христианский и суннитский кварталы, через нищий район мусульман-шиитов, где находился овощной рынок, который разбомбили союзники. За городом начинаются индустриальная зона, где расположены заводы по производству пищевых продуктов, цемента и много другого, а за ней - абрикосовые и пальмовые рощи и зеленеющие поля.

На въездах в город почти никаких приготовлений к вторжению незаметно, встречаются только мешки с песком и небольшие огневые сооружения. Ситуация несколько иная только в центре Багдада. В старой части, а также в нищих районах шиитов, например, в Заафрании, партия Баас установила полный контроль, расставив своих агентов на каждом перекрестке, дороге и алее. В некоторых местах под прикрытием мешков с песком стоят до 10 вооруженных людей, на некоторых мешках написано "Бог велик и победа будет за нами" или "Долгая лета лидеру". Напротив домов из серого кирпича припаркованы грузовики, заляпанные грязью для лучшей маскировки. Кое-где солдаты копают траншеи для того, чтобы укрыться во время бомбежки.

"Лучше сражаться с ними не в пустыне, а затянуть их в большие и малые города и населенные районы, районы, где самолеты не так эффективны", - заявил во вторник в интервью ливанскому телеканалу Тарик Азиз.

Чтобы доказать свою правоту и подчеркнуть историческую национальную стойкость, Азиз и другие не раз прибегали к примерам из истории Ирака. Например, вспоминают, как известный мусульманский завоеватель 7-го века пришел в ярость, столкнувшись с настойчиво сопротивляющимся народом, и начал рубить головы.

Предсказывая практически на каждой пресс-конференции поражение США, чиновники указывают также на опыт британских войск в Ираке во время Первой мировой войны и после нее. В 1916 году 13 тысяч измученных мухами и москитами, уставших от болотных топей, больных и деморализованных британских солдат сдались турецким войскам. В 1920 году после всеобщего вооруженного восстания в Ираке погибли сотни британских солдат, и это событие стало символом зарождающегося иракского национализма.

"Их здесь очень ждут", - заявил министр информации Мухаммед Саид ас-Саххаф, говоря об американских войсках.

Также иракцы постоянно опровергают информацию, оглашаемую США. В ответ на заявления США об уничтожении Багдадской дивизии на телевидении выступил представитель этого подразделения и сказал, что погибли только 17 солдат, а остальные находятся в прекрасной форме и готовы преподать армии США "уроки искусства сражения".

Многие официальные лица, включая Рамадана, много говорят о намерении затянуть войну, однако почти не делают предположений о том, чем она окончится. Сегодня Рамадан отметил, что даже хорошее сражение с американскими силами может считаться победой само по себе.

"Это битва чести и достоинства", - заявил он.