Американские конгрессмены на прошлой неделе посетили Россию с официальным визитом, чтобы на месте выяснить подробности общения сотрудников Федерального бюро расследований и российских спецслужб по делу бостонского террориста Тамерлана Царнаева. Ранее было выдвинуто предположение, что агенты ФБР не уделили должного внимания информации ФСБ по поводу потенциальной опасности Царнаева-старшего и по этой причине не смогли предотвратить взрывы 15 апреля, унесшие жизни трех человек. По другой версии, российская сторона умышленно скрыла важные обстоятельства.
Возглавлял делегацию республиканец из Калифорнии Дэна Рорабахер. Вместе с ним в Москву приехали конгрессмены Стив Кинг, Пол Кук, Стив Коэн, Уильям Китинг, а также звезда Голливуда Стивен Сигал.
Участие в миссии актера, ранее заявившего о своей любви к российскому президенту Владимиру Путину, было встречено американскими СМИ с нескрываемым сарказмом. Так, телеканал АВC News сравнил Сигала с другой знаменитостью, претендующей на лавры дипломата на общественных началах, - баскетболистом Деннисом Родманом, посетившим в марте лидера КНДР Ким Чен Ына.
По данным американских СМИ, встречи конгрессменов в России дали мало новой информации о подготовке теракта в Бостоне и не укрепили предположение о провале американской разведки. По словам Рорабахера, никаких конкретных сведений о том, что теракт в Бостоне мог быть предотвращен, так и не появилось.
В то же время глава делегации похвалил Сигала, контакты которого помогли организовать встречу на самом высоком уровне - с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Дэна Рорабахер отметил, что если бы не Сигал, не исключено, что этой беседы не состоялось бы.
Ранее в офисе конгрессмена Рорабахера сообщали, что Сигал предложил также устроить встречу для американской делегации с чеченским лидером Рамзаном Кадыровым, который был раскритикован в последнем ежегодном докладе госдепартамента о правах человека за жесткую антитеррористическую политику.
Однако американцы отказались от предложения, сославшись на нехватку времени и запрет членам Конгресса на частные визиты во время официальных поездок. Буквально несколько дней назад Стивен Сигал лично приезжал в Чечню и встречался с Кадыровым в его резиденции. Тогда звезду голливудских боевиков, мастера боевых искусств и певца принимали с помпой: специально перед ним выступили ансамбли "Вайнах" и "Нохчо". Растроганный актер пообещал до конца года дать в Грозном сольный концерт.
Сигал, который накануне присутствовал на пресс-конференции в посольстве США в Москве, посвященной итогам визита конгрессменов в Россию, отвечая на вопросы журналистов после нее, с жаром защищал чеченского лидера. Он ссылался на то, что нет никаких доказательств выдвигаемых против него обвинений.
ФСБ не знала о поездке Царнаева в Дагестан
На пресс-конференции конгрессмен Стив Кинг заявил, что, по мнению российских спецслужб, Тамерлан Царнаев и его мать проповедовали радикальный ислам еще до переезда в США в 2003 году. Однако другой член делегации Стивен Коэна высказал мнение, что, вероятно, подобные взгляды у Царнаевых сформировались уже тогда, когда они жили в Бостоне, сообщает CBS News.
Один из членов делегации сообщил The Wall Street Journal информацию, которая не озвучивалась на пресс-конференции. По словам источника, ФСБ сообщила конгрессменам, что не знала о длившемся полгода путешествии подозреваемого во взрывах на Бостонском марафоне Тамерлана Царнаева в Дагестан в прошлом году. Совсем недавно дагестанские чиновники предоставили изданию противоположную информацию, цитирует статью InoPressa.
А между тем эта поездка могла иметь решающее значение для подготовки теракта братьями Царнаевыми. Тамерлан прибыл в Дагестан в январе 2012 года - менее чем через год после того, как ФСБ сообщила ФБР о его потенциальной опасности.
По словам Стива Кинга, который ознакомился с этим документом наряду с другими делегатами, в этом письме российские власти уведомляли ФБР о том, что Царнаев стал радикальным исламистом в 2010 году и хотел присоединиться к палестинским боевикам, но оставил эту идею из-за языкового барьера, пишет The Washington Post. Так как Царнаев был носителем русского языка, он и обратил свой взгляд к Дагестану.
Один из членов делегации Уильям Китинг сообщил газете, что в письме были указаны дата рождения Царнаева, номер его мобильного телефона, информация о его боксерской карьере, сведения о жене и матери. Причем на вопрос источниках информации конгрессмены ответа так и не получили. Как стало известно, кроме того, в письме содержалась просьба сообщить российским властям, если Царнаев решит поехать в РФ.