За недавним переворотом в Гондурасе стоят шесть богатых семейных кланов, которые сегодня фактически контролируют исполнительную, судебную и законодательную ветви власти. Об этом заявил отстраненный от власти президент Гондураса Мануэль Селайя, выступая в Университете Джорджа Вашингтона.
По его словам, упомянутые семейные кланы контролируют 90% всей экономики страны, в том время как 65% населения живет за чертой бедности. "Они монополизировали фактически все, что связано с развитием экономики, - продолжил Селайя, - энергетику, телекоммуникации, продовольствие, топливный рынок, финансы, банковский сектор, кредиты. Эти же самые семьи контролируют Конгресс, поскольку финансируют его членов", передает ИТАР-ТАСС.
Гондурасские олигархи, как утверждал изгнанный президент, используют свои деньги для того, чтобы "лишать других людей своих законных прав или для осуществления переворотов".
Селайя прибыл в американскую столицу на переговоры, которые призваны урегулировать проблему, возникшую в центральноамериканской республике после происшедшего там в конце июня государственного переворота. Они проходят в штаб-квартире Организации американских государств (ОАГ). В четверг запланирована встреча с госсекретарем США Хиллари Клинтон.
Выступая перед студенческой аудиторией, Селайя, как и предполагалось, изложил свою версию событий. По его словам, военный переворот произошел как раз в день, когда власти страны попытались провести опрос с целью выяснить отношение избирателей к возможности созыва Конституционной ассамблеи.
Селайя настаивал на том, что действия его правительства были совершенно законными, а проводимый опрос не имел никакой обязательной юридической силы и был призван лишь выяснить мнение населения.
Заметив, что в Гондурасе реальной полнотой власти сегодня обладает не президент, а Конгресс, имеющий полномочия назначать генерального прокурора и членов Верховного суда, Селайя утверждал, что многие законодатели находятся на содержании у богатых семейных кланов.
"Я считаю, что подобных вещей не должно быть в такой бедной стране, - сказал гондурасский лидер в изгнании. - Ветви власти должны обладать большей независимостью".
Напомним, в середине августа президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что "государственным переворотом в Гондурасе (28 июня) руководили с американской военной базы "Пальмерола", расположенной в этой стране. С таким "разоблачением" Чавес выступил в своей многочасовой воскресной телерадиопрограмме "Алло, президент".
В подтверждение своих слов Чавес сообщил, что отстраненный от власти президент Гондураса Мануэль Селайя "только ему рассказал", что путчисты сначала на самолете доставили его на военную базу "Пальмерола", где американские "офицеры приняли решение отправить его в Коста-Рику".
США не отступаются от "Соглашения Сан-Хосе"
США не намерены отказываться от "Соглашения Сан-Хосе", предусматривающего возвращение к власти в Гондурасе свергнутого президента Мануэля Селайи. Об этом заявил официальный представитель Госдепартамента Иэн Келли.
"Соглашение Сан-Хосе", выработанное при посредничестве президента Коста-Рики Оскара Ариаса, предполагает возвращение к власти - с некоторыми ограничениями - Селайи и формирование правительства национального единства.
По словам Келли, действуя в многостороннем формате через Организацию американских государств (ОАГ) и используя имеющиеся у них рычаги воздействия, США могли бы помочь гондурасскому правительству "де-факто" "прийти к правильному решению", а именно - принять условия "Соглашения Сан-Хосе".
Американские официальные лица уже не раз выражали разочарование отказом гондурасского правительства "де-факто" принять компромиссные решения, предложенные Ариасом для выхода из сложившейся ситуации.
В связи с этим США грозятся прекратить выделение Тегусигальпе 215 млн долларов в рамках программы по борьбе с бедностью.
Советники Клинтон рекомендовали ей подписать постановление, согласно которому происшедшее 28 июня свержение законного президента Гондураса юридически определяется как военный переворот. Это подразумевает автоматическую приостановку экономической помощи.
Однако, как отметил представитель Госдепартамента, госсекретарь до сих пор не приняла окончательного решения.