Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International отреагировала на расследование журналистов о гигантской сети офшоров, получившее название "Панамские документы", призывом к лидерам стран "Большой двадцатки" "немедленно" собраться и запретить офшоры по всему миру. Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте организации.
"Глобальное расследование использования офшорных компаний богатыми, влиятельными и коррумпированными лицами продемонстрировало, как сеть юристов, банкиров и политиков по всему миру скрывают незаконное богатство. Transparency International призывает международное сообщество действовать немедленно, чтобы принять прозрачные законы, которые позволят поставить офшоры вне закона", - говорится в заявлении.
"Расследование, представленное в панамских документах, рассекречивает темную сторону глобальной финансовой системы, где банки, юристы и финансовые специалисты дают возможность секретным компаниям скрывать незаконные коррупционные деньги. Это необходимо прекратить. Мировые лидеры должны объединиться и запретить офшоры, которые питают большую коррупцию и позволяют коррупционерам получать выгоду от незаконно нажитых богатств", - заявил председатель организации Хосе Угас.
Страны "двадцатки" должны согласиться с тем, что открытость реестров собственности должна стать мировым стандартом, и ввести санкции против тех стран, которые этому стандарту не соответствуют: "Это должно касаться не только стран "Большой двадцатки", но и множества больших и малых стран, где создание секретных компаний является большим бизнесом", - подчеркивается в заявлении.
"Сколько еще больших утечек документации должно случиться, чтобы мировые лидеры поняли, что отсутствие публичных реестров бенефенциарных владельцев компаний - это то, что обеспечивает жизнеспособность и процветание масштабным коррупционным схемам?" - задался вопросом Угас.
Организация потребовала завести публичные государственные реестры бенефенциарных владельцев всех компаний, чтобы затруднить коррупционерам возможность скрывать свои деньги в офшорах и трастах через подставных лиц, на которых регистрируется право собственности.
Заместитель председателя Transparency International Елена Панфилова считает, что необходимо раскрыть как можно больше информации о том, как "сеть финансовых посредников, юристов, бухгалтеров и крупных банков облегчает движение незаконных богатств" и о "способах, которыми скрываются настоящие владельцы".
В интервью телеканалу "Дождь" правозащитница сказала, что "Панамские документы - "конечно, это расследование не про Россию… прилетело всем".
"Неприятно, что любимый кем-то актер Джеки Чан там фигурирует, любимый, наверное повсеместно, футболист Лионель Месси, но нас это не должно беспокоить, потому что нас волнуют должностные лица, потому что у должностных лиц, согласно требованиям международного законодательства, не должно быть транзакций, превышающих то, что у них существует в декларациях о доходах и имуществе. Более того, это касается и их аффилированных лиц…" - напомнила Панфилова.
Правозащитница отметила, что для крупных российских чиновников это расследование вряд ли приведет к каким-то последствиям в ближайшее время. "Информационная машина, которая готовила страну к некому вбросу, сыграла свою роль", - сказала она.
Панфилова напомнила, что "совсем недавно в прокуратуре была создана рабочая группа по возвращению активов": "Я думаю, что они совместно с Росфинмониторингом должны приглядеться ко всему перечню людей, которые фигурируют в расследовании. Там не только высшие лица, там довольно обширный набор чиновников. И сроки давности, сроки владения офшорными компаниями попадают под возможный интерес работников этих органов, так что, может быть, не по всему "крупному" интерес будет, но по каким-то эпизодам будет", - отметила Панфилова.
Отметим, что власти многих стран - в том числе Британии, Франции, Испании, Австрии, Швеции, Бельгии, Норвегии, Нидерландов, Австралии, Новой Зеландии - уже выразили готовность участвовать в расследовании случаев отмывания денег. Для премьер-министра Исландии Сигмюндюра Гюннлейгссона, который ушел с интервью после того, как ему задали вопрос об офшорной компании, которой он владеет, скандал может грозить отставкой.
Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) сообщило, что не собирается расследовать информацию об офшорах украинского президента Петра Порошенко на Британских Виргинских островах.
Масштабное расследование об офшорах провели несколько изданий и организаций, включая Süddeutsche Zeitung, Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP), International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ), The Guardian, "Новую газету".
Как работают офшоры: глоссарий
Участвовавшая в расследовании "Новая газета" в рамках спецпроекта "Офшоры. Вскрытие" подготовила глоссарий, поясняющий основные понятия, которые используются в публикациях о "панамских документах".
Офшор
Так называют страны и юрисдикции, где для компаний-нерезидентов установлены низкие или нулевые налоги, а владельцам предоставляют широкие возможности скрыть факт участия в бизнесе. К офшорам относят прежде всего островные государства карибского бассейна: Панаму, Белиз, Британские Виргинские острова. К числу надежных офшоров можно отнести и американский штат Делавер.
Регистрационный агент
В большинстве офшорных зон бизнесмен не может напрямую зарегистрировать компанию, ему необходимо обратиться к регистрационному агенту. К таковым относится, например, и Mossak Fonseca (MF). Регистрационный агент от своего имени подает документы на регистрацию компании. Он хранит реестр директоров и совладельцев. Как правило, регистрационные агенты предоставляют широкий набор сопутствующих услуг: его сотрудники могут выступать номинальными владельцами и номинальными директорами по просьбе клиента. По закону регистрационный агент должен знать реального собственника компании. Для регистрации офшора от будущего владельца, как правило, требуется паспорт, рекомендация банка и какой-нибудь счет за коммунальные услуги, чтобы подтвердить адрес проживания. С помощью этих документов устанавливались конечные собственники.
"Пеп" (от англ. pep - politically exposed person)
Условное обозначение, которое используется регистрационными агентами и банками, когда они имеют дело с политиками или их близкими. Подразумевается, что отметка "пеп" должна быть "тревожным звонком", а сделки с участием таких людей должны проверяться наиболее тщательно. Но, как показывают документы MF, это происходит не всегда.
Посредники при регистрации
Регистрационный агент - не единственный посредник между бизнесменом и его бизнесом. Дела от имени клиента чаще всего ведут специальные компании, управляющие его активами. Цепочка посредников может быть довольно длинной. Например, дела от имени клиента могут вести сотрудники банка, которые, в свою очередь, нанимают юридическую компанию, а та уже напрямую работает с регистрационным агентом.
Акции на предъявителя
Один из самых надежных способов скрыть реального бенефициара компании. Реальным владельцем компании, выпустившей такие акции, становится человек, в руках которого эти акции находятся физически.
Номинальный учредитель
Чаще всего номинальными владельцами выступают другие компании, зарегистрированные также в офшорных юрисдикциях, или физические лица - жители островных государств. Реальный владелец заключает с "номиналом" трастовое соглашение, в котором прописывается, что "номинал" - житель каких-нибудь Сейшельских островов - действует исключительно в интересах бенефециара, допустим из России.
Номинальный директор
Еще один способ скрыть истинного владельца - номинальный директор. Это человек, который фактически подписывает документы, но при этом не принимает реальных решений о том, в какие сделки вступать. Один житель островного государства может быть одновременно директором десятков и сотен компаний, на бумаге распоряжаться миллиардами долларов, а фактически получать скромную зарплату офисного работника.
Доверенность на право действовать от имени компании
В англоязычном мире этот документ называется Power of Attorney. Эта бумага, как правило, выписывается на имя реального собственника, то есть бенефициара компании, или его доверенного лица. Таким образом владелец фактически получает полномочия директора, но при этом не вписан в реестр директоров, а значит, его анонимность надежно защищена.
Передача голоса (Proxy)
В некоторых случаях номинальный директор просит владельца подписать еще один документ, который называется Proxy. Когда сделки кажутся директору особенно сомнительными или в сделках задействованы крупные суммы денег, директор хочет обезопасить себя и иметь на руках еще один документ, который подтверждает, что не он принимал решение о вступлении компании в ту или иную сделку. Реальный собственник подписывается, что именно он уполномочил своего номинального директора подписать тот или иной документ.