Финляндия вторично отказала в убежище экс-агенту ФСБ, рассказавшему о "внедрении" его в ОГФ
НТВ

Финские власти во второй раз отказали в политическом убежище сбежавшему из России агенту ФСБ РФ Александру Новикову, который ранее из Швеции рассказал журналистам, что был внедрен в российское оппозиционное движение "Объединенный гражданский фронт" Гарри Каспарова - и два года работал там за 8000 рублей в месяц.

"Это уже второй отказ на мое прошение о предоставлении убежища, я его получил на днях", - сообщил Новиков по телефону РИА "Новости" из Финляндии.

По словам Новикова, впервые в Финляндии он оказался в апреле 2008 года и первый раз финские власти отказали ему в январе 2009 года. Собеседник агентства сказал, что одной из причин отказа в убежище финские власти называют "недостаточность оснований для этого".

Новиков одним из главных аргументов для предоставления ему убежища считает интервью, показанное по датскому телевидению в начале 2008 года. В этом интервью Новиков утверждал, что в период с 2006 по 2008 год, являясь активистом Объединенного гражданского фронта (ОГФ), сотрудничал с российскими спецслужбами. Новиков сказал тогда, что за информацию ему платили восемь тысяч рублей в месяц.

Напомним, в апреле 2008 года в интервью французской Le Figaro Новиков рассказал, что бежал в Финляндию, потом в Данию, а на момент интервью находился в Швеции, где попросил политического убежища (отметим, это не совпадает с нынешней информацией, сообщенной им РИА "Новости").

"Я по-настоящему боюсь, - признался тогда Новиков корреспонденту Le Figaro в телефонной беседе. - Если я вернусь в Россию, меня обвинят в государственной измене".

Новиков, родившийся в Приднестровье, изучал медицину в Сибири. Он вошел в контакт с ФСБ РФ в 2006 году, когда работал представителем немецкой фармацевтической фирмы и получал около 20000 рублей в месяц. "В начале 2006 года я пошел в ФСБ, чтобы попытаться что-нибудь разузнать о друге, пропавшем из поля зрения, который был связан с криминальными кругами Приднестровья", - рассказал Новиков. По его словам, принимавший его сотрудник спецслужб связался с ним через две недели и предложил ему "контракт".

По "десять раз в неделю" он передавал данные трем своим "кураторам". На улице, в кафе, в машине. Как бухгалтеры, старательно учитывающие государственные средства, эти "кураторы" требовали от него расписку с подписью "Михаил" в обмен на 8000 рублей. При этом Новиков уверяет, что его интересовали не деньги: "Мне показалось, что будет интересно собрать информацию об ОГФ Каспарова, что это шанс изменить мою скучную жизнь". В то же время французская газета приводит данные обозревателя "Новой газеты" и сайта agentura.ru Андрея Солдатова, который утверждает, что два источника в ФСБ подтвердили ему, что Александр Новиков действительно был их агентом, а главным мотивом поступков Новикова был долг в 15 тысяч долларов. Однако Новиков утверждает, что взял этот кредит уже после того, как его завербовала ФСБ.

В ОГФ Новиков был "довольно активным", "не вызывающим подозрений" членом, он был даже арестован во время демонстрации, но "он не имел доступа к важной информации", сообщила Le Figaro близкая соратница Каспарова Марина Литвинович. "Ввиду враждебного отношения власти мы подозревали, что за нами следят", - добавила она.

Почему же шпион пошел на риск предательства? - задается вопросом французская газета. Сам Новиков ответил так: "Один из моих кураторов считал людей из ОГФ идиотами. А я им симпатизировал, я начал понимать, что у них должна быть возможность свободно высказывать свое мнение".

Если история Новикова правдива - это первый случай, когда шпион, внедрившийся в политическое движение в России, рассказывает об этом, указывает издание, напоминая, что ельцинский закон 1995 года запрещает спецслужбам внедряться в законные общественные организации.