Франция отвергает "последний пируэт" Ирана, который предъявил "ультиматум" "шестерке" посредников - пяти постоянным членам Совета Безопасности и Германияи. Об этом заявил 4 января в телеинтервью министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, комментируя высказывания главы МИД Ирана Манучехра Моттаки. Тот от имени Тегерана дал "шестерке" месяц на то, чтобы принять план приобретения за рубежом топлива для его исследовательского реактора.
"Это ультиматум, в противном случае Иран сам будет обогащать уран до более высокого уровня", - пригрозил Моттаки.
"Отнюдь не нам предстоит соглашаться с тем, что они хотят нам навязать, - сказал Кушнер. - Так не следует поступать".
"Политика Ирана в военной ядерной сфере является фактором роста нестабильности во всем регионе, - заявил в воскресенье министр обороны Франции Эрве Морен по завершении поездки в Афганистан. - И-за подобных действий лишь усиливается стремление ряда других стран также обладать ядерным оружием".
Иранская ядерная проблема обсуждается и в Италии, которая выступает за "европейское присутствие" в Иране под знаком уважения прав человека, но без "захлопывания всех дверей" диалога. Такую позицию изложил в радиоинтервью глава итальянской дипломатии Франко Фраттини.
Министр отметил, что Иран справедливо считается "ключевым игроком в афганском и ближневосточном кризисах, а также в деликатном вопросе ядерной эскалации".
Коснувшись внутренних проблем Ирана, Фраттини высказал мнение, что "тегеранский режим не сможет долго выдерживать все более широкую международную изоляцию". Он полагает, что следует обеспечить Ирану "позитивное влияние, чтобы превратить его в государство, внушающее не страх, а уважение", передает ИТАР-ТАСС. Итальянский министр считает, что Иран "имеет право быть страной мирного, но не военного атома".
Возможные антииранские санкции, по его мнению, должны быть приняты под эгидой ООН с тем, чтобы способствовать примирению власти с оппозицией, но избегать мер, "способных задеть национальную гордость иранцев". Министр исключил как "немыслимую" саму идею вооруженной акции против Ирана, которая, по его словам, "привела бы к глобальной катастрофе".
Поддержал Тегеран в стремлении развивать мирную ядерную программу официальный Душанбе. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил: "Мы поддерживаем мирную ядерную программу Ирана и выступаем за урегулирование имеющихся проблем путем диалога с использованием политико-дипломатических средств".
Рахмон провел переговоры с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, прибывшим утром 4 января в таджикскую столицу с двухдневным официальным визитом. В ответ Ахмадинежад назвал отношения с Таджикистаном "устойчивыми и братскими". "Это состояние наших отношений ничто не сможет изменить", - подчеркнул иранский лидер.
Иран - один из основных инвесторов в экономику Таджикистана, наряду с Россией и КНР. В частности, иранские компании в настоящее время строят Сангтудинскую ГЭС-2.
Газета Le Temps подводит своеобразный итог дискуссии, предполагая, что события в Иране будут доминировать в новостных сводках в 2010 году.
Власти Ирана оказались в сложном положении, пишет газета: сила - армия, полиция, полувоенные формирования - на их стороне, но режиму никак не удается восстановить порядок после июньских президентских выборов.
Уже сами консерваторы не хотят, чтобы на посту президента оставался "пустой мечтатель", а духовенство осознает, что больше не в состоянии навязывать свою волю населению. Если этот режим будет усиливать репрессии, введет чрезвычайное положение или будет казнить оппозиционеров, он станет настолько одиозным, что его внутренние расколы еще усугубятся, а у великих держав не останется повода, чтобы щадить его по ядерному досье, пишет автор статьи.
Тем временем вооруженные силы Ирана готовятся провести в феврале крупные учения, в которых также примут участие их элитные подразделения - Корпус стражей исламской революции, сообщает выходящая в Лондоне американская газета Wall Street Journal Europe.
Начало учений совпадает с истечением крайнего срока, установленного Тегераном для ответа стран Запада на его предложение по ядерной программе. Иранское предложение вносит принципиальные изменения в план Международного агентства по атомной энергии, предусматривающий вывоз из Ирана 75% имеющегося у него низкообогащенного урана в Россию для дальнейшей обработки, а затем во Францию для изготовления ядерных стержней для тегеранского научного реактора.
Предложенный Тегераном план предполагает одновременный обмен иранского урана на уран с более высоким уровнем обогащения. При этом данная операция должна проводиться на иранской территории и осуществляться в несколько стадий.
США и их западные союзники уже отвергли данные иранские поправки к первоначальному плану МАГАТЭ и сейчас приступают к разработке пакета новых санкций против Тегерана, пишет InoPressa.ru со ссылкой на издание.