Администрация Буша считает, что переговоры руководства России с лидерами пришедшего к власти в Палестинской автономии движения "Хамас" были полезными. Об этом заявил заместитель начальника пресс-службы госдепартамента США Адам Эрели
RTV International
 
 
 
Выступая в пятницу на регулярном брифинге для журналистов, он отметил, что состоявшиеся в Москве встречи с представителями "Хамаса" "отвечали цели" послать исламистской организации сигнал о необходимости "отказаться от террора, признать Израиль
Reuters
 
 
 
Эрели опроверг предположения о том, что Москва пригласила официальных лиц "Хамаса" на консультации вопреки договоренностям между участниками "квартета" международных посредников в деле ближневосточного урегулирования
Reuters
 
 
 
На вопрос, считают ли США целесообразным проведение новых консультаций с организацией "Хамас", которую Вашингтон именует террористической, другими членами "квартета", дипломат ответил: "Определять это должен каждый сам для себя"
Reuters

Администрация Буша считает, что переговоры руководства России с лидерами пришедшего к власти в Палестинской автономии движения "Хамас" были полезными. Об этом заявил заместитель начальника пресс-службы госдепартамента США Адам Эрели, сообщает ИТАР-ТАСС.

Выступая в пятницу на регулярном брифинге для журналистов, он отметил, что состоявшиеся в Москве встречи с представителями "Хамаса" "отвечали цели" послать исламистской организации сигнал о необходимости "отказаться от террора, признать Израиль, а также обязательства, взятые на себя Палестинской национальной администрацией". "Мы все хотим, чтобы движение "Хамас" сделало этот выбор, - сказал официальный представитель внешнеполитического ведомства США. - Хорошо, что оно услышало это прямо и четко от русских".

"Хамас" поддержал "настрой России по установлению открытых отношений с арабо-исламским миром"

Эрели опроверг предположения о том, что Москва пригласила официальных лиц "Хамаса" на консультации вопреки договоренностям между участниками "квартета" международных посредников в деле ближневосточного урегулирования. Наряду с Россией, в него входят США, Европейский союз и ООН.

На вопрос, считают ли США целесообразным проведение новых консультаций с организацией "Хамас", которую Вашингтон именует террористической, другими членами "квартета", дипломат ответил: "Определять это должен каждый сам для себя. Мы этого, безусловно, делать не будем".

Репортеры поинтересовались, находит ли официальный Вашингтон переговоры российского правительства с "Хамасом" продуктивными, если учесть, что представители последнего подтвердили по их завершении сохранение позиции непризнания Израиля.

"На мой взгляд, русские ясно послали сигнал, соответствующий целям и высказываниям "квартета". Решать, каким образом оно будет управлять (Палестинской автономией), предстоит движению "Хамас". Эти решения, принимаемые им в качестве руководящей силы, будут иметь последствия, влиять на выводы мирового сообщества", - сказал на это Эрели.

Он также не согласился с тем, что встречи высокопоставленных государственных руководителей с представителями движения "Хамас" дают последним незаслуженную публичную трибуну для пропаганды своих радикальных взглядов.

"Давайте взглянем на факты. Они заключаются в том, что "Хамас" победил на выборах на палестинских территориях и, как следствие, скоро... будет управлять ими. У него как у руководящей силы будет определенное положение, известность. О нем будут судить по определенным стандартам избравший его народ, представители международного сообщества, с которыми оно будет вести дела. Можно называть это известностью, легитимностью, как угодно, но таковы реалии", - пояснил американский дипломат.

Примаков просит не требовать от "Хамаса" признания Израиля

Президент Торгово-промышленной палаты РФ, экс-глава МИД РФ Евгений Примаков считает, что на данном этапе нельзя требовать от палестинского движения "Хамас" признания Израиля.

"Сейчас нельзя игнорировать "Хамас", считать его террористической организацией... Нельзя требовать, чтобы он сразу признал Израиль. Организация освобождения Палестины (ООП) шла к этому долгое-долгое время", - сказал Примаков, выступая на ежегодной Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) в субботу в Подмосковье.

Примаков отметил, что "нельзя делать ставку на гражданскую войну на палестинских территориях, нельзя блокировать в финансовом отношении их...". "И, конечно, нельзя разделять: Абу Мазен (партийная кличка главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса) ведет переговоры, а ХАМАС борется с коррупцией. Надо вовлекать "Хамас" в процесс, основанный на "Дорожной карте"", - сказал Примаков.

Глава ТПП РФ назвал приход к власти на палестинских территориях "Хамаса" "полным провалом экспорта демократии США на Ближний Восток".

Инопресса: встречаясь с "Хамасом", Кремль хочет вернуть влияние эпохи холодной войны

Визит лидеров "Хамаса" в Москву в пятницу комментирует иностранная пресса. По мнению американской газеты The Wall Street Journal, это событие вновь продемонстрировало, что Россия проводит новую самостоятельную политику на Ближнем Востоке, после того периода, когда она много лет лишь следовала курсу Запада.

Движение "Хамас" пришло к власти в Палестинской автономии, одержав победу на прошедших в январе выборах, но при этом США, Израиль и ряд других стран рассматривают "Хамас" как террористическую организацию. Приглашение лидеров движения "Хамас" в Москву является одной из попыток России, которая вновь почувствовала уверенность в себе, повысить свой престиж на мировой арене и вернуть себе часть того влияния, которым Россия обладала в эпоху холодной войны, особенно среди арабских стран. Еще одной подобной попыткой Москвы – пока что безуспешной – является стремление достичь компромисса в урегулировании иранского ядерного кризиса.

Пойдя на контакты с "Хамасом", Россия выбилась из ряда своих партнеров по ближневосточному "квартету" – в который помимо России входят Соединенные Штаты, Евросоюз и ООН. Все эти партнеры в прошлом месяце пообещали оставлять "Хамас" в изоляции до тех пор, пока эта организация не откажется от насилия и не признает Израиль.

Россия утверждает, что, пригласив лидеров "Хамаса", она тем самым оказывает помощь Западу. Благодаря тому, что Москва не относит "Хамас" к террористическим группам, она может проводить переговоры с представителями этого движения, в то время как другие страны не могут этого делать.

Между тем, существуют подозрения, что Россия больше ведет свою собственную игру, используя промахи США на дипломатическом поприще для продвижения своих собственных интересов. Такое подозрение впервые появилось в январе, после того, как президент Путин назвал победу движения "Хамас" на выборах "сильным ударом" по миротворческим усилиям Вашингтона на Ближнем Востоке. Девять дней спустя, Путин пригласил представителей "Хамаса" в Москву.

Некоторые в движении "Хамас" уже сегодня рассматривают Россию как своего потенциального покровителя. Кандидат в премьер-министры от "Хамаса" Исмаил Хания сказал на этой неделе в интервью российской радиостанции, что "Хамас" попросит Москву возобновить обучение бойцов палестинских сил безопасности. Между тем, официальный представитель российского министерства иностранных дел сказал, что обсуждать вопросы оказания военной помощи было бы "преждевременно".

Некоторые в Израиле уже проводят параллели с эпохой холодной войны, когда СССР и его союзники оказывали палестинским боевикам финансовую и военную помощь. На этой неделе, израильский кабинет на своем совещании провел всесторонний анализ своих отношений с Россией, которые сейчас переживают самый сильный период охлаждения за последние годы.

Независимый курс, который проводит Россия в отношении Ближнего Востока, является отражением новой прямолинейной внешней политики России. Между тем, усилия России по расширению своего влияния за пределы территории бывшего СССР не приводят к успешному результату. Москва так и не сумела заключить такое соглашение, которое предотвратило бы передачу в Совет Безопасности ООН ядерного досье Ирана – страны, которая предложила "Хамасу" политическую и финансовую поддержку. Переговоры в Москве, на которых обсуждался предлагаемый Россией компромиссный вариант по созданию на российской территории совместного предприятия по обогащению урана для иранской ядерной энергетики завершились в четверг без заключения какого-либо соглашения.

По мнению экспертов, также очень мала вероятность того, что удастся добиться прорыва на переговорах с "Хамасом". Россия заявила, что она призовет "Хамас" отказаться от вооруженной борьбы, а также признать право Израиля на существование. Между тем, лидер "Хамаса" Халед Машаль в интервью одной из российских газет заявил, что Израиль будет обязан принять те границы, которые существовали до 1967 года, а также признать право палестинских беженцев вернуться домой, в населенные пункты, которые считались палестинскими до 1967 года. По словам Машаля, только при таких условиях "Хамас" может признать еврейское государство.

Михаил Маргелов утверждает, что позиция России основана на прагматизме, а не на стремлении переиграть США и Европу. "Хамас" одержал честную победу на выборах, и международное сообщество должно примириться с этим", – говорит Маргелов.

Между тем, другие люди считают, что истинным мотивом контактов России с "Хамасом" является чувство национальной гордости. "Это рассчитано на то, чтобы произвести эффект на публику, – говорит Георгий Мирский, эксперт Института мировой экономики и междурнародных отношений Российской академии наук. – Россия позиционирует себя как единственную сверхдержаву, которая желает и может вести переговоры с "Хамасом". Это – способ показать миру, что ты все еще являешься игроком на международной арене". (Полный текст на сайте Inopressa.ru).

Немецкая газета Handelsblatt также считает, что Москва затеяла на Ближнем Востоке игру по-крупному, поставив на карту внешнеполитическую репутацию Кремля. Выгода, которую президент Путин планирует получить, похоже, для него дорогого стоит: Россия призвана снова стать в глазах мирового сообщества великой державой. Россия по всему миру ищет партнеров, которые готовы признать ведущую роль Москвы, при этом устремляя взгляд на мусульманский мир, в отношении которого Путину видится роль государства-протектора.

То, что Путин способен на повороты в своей внешней политике, показала еще его молниеносная реакция на теракты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, когда он первым из иностранных политиков выразил соболезнования коллеге Джорджу Бушу, предоставил США право пролета над своими территориями и признал, что военные базы США в Центральной Азии необходимы для борьбы с терроризмом. Тогда Путин отмахнулся от сомневающихся в униформе, которые теперь пытаются избавиться от духов, допущенных Путиным к самому порогу.

Точно такой же сейчас представляется и московская политика на Ближнем Востоке: после распада Советского Союза, который безоговорочно поставлял палестинцам оружие, чтобы создать противовес Соединенным Штатам, поддерживающим Израиль, интерес к этому кризисному региону пропал. Однако потом сотням тысяч российских евреев разрешили уехать в Израиль, многие из них имеют двойное гражданство. Поэтому протекционная политика Путина по отношению к мусульманскому миру по меньшей мере сомнительна, так как жертвами исламистских терактов в Израиле часто становятся и российские эмигранты.

Между тем Путину нет дела ни до палестинцев, ни до своих соотечественников в этом регионе. В первую очередь его интересуют российские великодержавные амбиции. Демократические выборы, в результате которых к власти пришла палестинская экстремистская организация "Хамас", он, не скрывая злорадства, назвал "серьезным ударом по усилиям Америки на Ближнем Востоке". Москва сочла, что теперь ее ход.

Путин очень быстро пригласил "Хамас" на политические переговоры в Кремль. Так же быстро приглашение было изменено: в Москву должны приехать политики из "Хамаса", однако не его лидеры. В противном случае Путину было бы трудно избежать неприятных вопросов, почему он разговаривает с представителями палестинской террористической организации, а с лидерами чеченских группировок – нет.

Такой же извилистой является внешняя политика Путина по отношению к Ирану: Кремль слишком поздно понял, что, строя атомную электростанцию в Бушере, он помогает муллам создавать атомную бомбу. В течение многих лет Вашингтон предупреждал об этом. Кремль отметал все предупреждения США, аргументируя это тем, что Америка просто хочет изолировать Россию от важных политических и экономических партнеров.

Таким образом, Россия оказывается перед дилеммой: с одной стороны, Кремль не хочет, чтобы Иран производил атомные бомбы, с другой – неспособность найти компромисс доказывает, что Путин не обладает в Иране необходимым влиянием. По отношению к "Хамасу", впрочем, тоже. Правда, приняв курс Запада, Москва лишится роли державы-протектора на Ближнем Востоке, к которой она так стремится, еще на начальной стадии.

Иран и Сирия, которая поддерживает "Хамас", являются важными экономическими партнерами России. Они относятся к тем немногим странам, которые покупают у России не только сырье. Речь идет в первую очередь об оружии и машинах. К этому следует добавить заинтересованность российских концернов в нефти и газе из Ирана.

Однако Иран важен для Москвы не только в экономическом отношении. Россия, о чем часто забывают, в настоящий момент имеет самый высокий процент мусульман среди населения в Европе, их 15 млн, и эта цифра быстро растет.

К тому же ни Иран, ни Сирия, ни Палестинская автономия не поддерживали чеченских сепаратистов, пока они знали, что Москва на их стороне. А в результате нового сближения мусульманских центральноазиатских государств СНГ с Кремлем исламский элемент в России становится еще более важным. (Полный текст на сайте Inopressa.ru).