Суд Германии, рассматривающий дело о выдаче Грузии Ираклия Окруашвили, решил предоставить грузинским властям возможность в течение 40 дней "дослать" дальнейшие необходимые для выдачи экс-министра материалы. Об этом говорится в официальном сообщении уголовного суда. Вердикт о временном заключении Окруашвили под стражу, по информации суда, вынесен на основании просьбы грузинских властей.
"Как следует из переданного через Интерпол ходатайства, означенное лицо (Окруашвили) обвиняется, в том числе, в том, что, будучи министром обороны, он, с одной стороны, распорядился закупать по завышенным ценам авиационный бензин у предприятия, которое контролировалось его приятелем и сотрудником, с другой стороны, обвиняемый якобы угрозами заставил другое лицо продать акции значительно ниже их рыночной стоимости", - говорится в сообщении суда.
- У Окруашвили есть шанс "быть выслушанным"
В документе отмечается, что эти действия являются уголовно наказуемыми также и в соответствии с немецким законодательством по статьям "злоупотребление доверием" и "вымогательство". В связи с этим четвертая уголовная палата берлинского суда, которая занимается делом Окруашвили, пришла к выводу, что "на настоящий момент не видит препятствий для осуществления процесса выдачи", передает РИА "Новости".
В связи с этим Грузии необходимо лишь предоставить дополнительные материалы, необходимые в соответствии с Европейской конвенцией "Об экстрадиции (выдаче)", чтобы "на их основе уголовный суд мог принять решение о продлении содержания под стражей и затем о допустимости экстрадиции арестованного", говорится в сообщении суда.
В частности, в берлинский суд необходимо предоставить "подлинник или заверенную копию обвинительного заключения и приговора или постановления об аресте, немедленно вступающего в силу, или постановления о задержании или другого постановления, имеющего ту же силу и выданного в соответствии с процедурой, предусмотренной законом запрашивающей Стороны; указанием преступлений, в связи с которыми запрашивается выдача", а также копии соответствующих законодательных актов или указание соответствующего закона. Все эти документы должны быть переведены на один из официальных языков Совета Европы по выбору запрашиваемой стороны (т.е. Германии), сказал источник в министерстве юстиции Германии.
Он также отметил, что поданное, по данным адвоката Окруашвили, ходатайство о предоставлении экс-министру обороны Грузии политического убежища в Германии, по местному законодательству, не является основанием для освобождения из предварительного заключения или приостановки рассмотрения дела о выдаче арестованного иностранного гражданина.
"Обычно в случае "накладки" заявления о предоставлении политического убежища и процесса выдачи решение принимается в течение четырех недель. Если ходатайство оставлено без удовлетворения или сочтено необоснованным, соответствующее лицо высылается из Германии. При положительном решении заявитель освобождается из-под стражи и получает временное трехлетнее разрешение на проживание в стране. В любом случае он должен предоставить убедительные доказательства своего преследования на родине по политическим, религиозным или расовым мотивам, либо того, что высылка на родину угрожает его жизни (в последнем случае он может в виде исключения быть выслан в третью страну)", - сообщил источник в Минюсте.
Он затруднился ответить на вопрос, насколько высоки шансы грузинского экс-министра получить в Германии политическое убежище.
"Я не знаком с материалами его дела, и потом, процесс предоставления убежища рассматривается другим ведомством, - отметил он. - В любом случае, о принятом решении оно должно письменно уведомить структуры, занимающиеся высылкой".
У Окруашвили есть шанс "быть выслушанным"
Находившийся в течение нескольких недель ноября на лечении в одной из мюнхенских клиник экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили был задержан в Берлине 27 ноября на основании международного ордера на арест, выданного Интерполом по просьбе грузинской прокуратуры.
29 ноября следственный судья уголовной палаты берлинского суда избрал в качестве меры пресечения в отношении Окруашвили помещение его в следственный изолятор тюрьмы "Берлин-Моабит" до вынесения решения о начале процесса выдачи.
3 ноября уголовная палата берлинского суда приняла к производству дело о выдаче гражданина Грузии Окруашвили и оставила в силе избранную ему ранее меру пресечения на весь период слушаний по делу (максимальный срок - 40 дней).
Вся процедура принятия решения о выдаче и непосредственно передачи выдаваемого лиц, как ранее пояснили в Минюсте, происходит на основании положений Европейской конвенции "Об экстрадиции (выдаче)".
Грузинские власти обвиняют Окруашвили в вымогательстве, отмывании денег, служебной халатности и злоупотреблении служебными полномочиями. Берлинский суд должен изучить полноту представленных Грузией на этот счет доказательств "по формальным признакам", не выясняя виновность или нет обвиняемого, в точном соответствии с требованиями немецких законов.
Однако и обвиняемый имеет право быть выслушанным "по формальным признакам дела". То есть, он может, например, представить доказательства того, что преследуется по политическим мотивам.
"Согласно Статье 3 Европейской конвенции ("Политические преступления") выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой стороной (в данном случае Германией) в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением", - пояснил собеседник агентства.
То же правило, по его словам, применяется и в том случае, "если запрашиваемая сторона имеет достаточные основания считать, что запрос о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением был подан с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями, или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин".
Кроме того, лицо, арестованное по международному ордеру, в соответствии со Статьей 11 ("Смертная казнь") не может быть выдано запрашивающей стороне, если преступление, в котором обвиняется арестованный, "наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей стороны" и если запрашивающая сторона "не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая сторона считает достаточным, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение".