Церемонией на канадско-британском военном кладбище в Бени-сюр-Мер открылись в субботу в Нормандии трехдневные юбилейные торжества, посвященные 60-летию высадки союзников и открытию второго фронта во Второй мировой войне.
Первый венок к мемориалу Королевским драгунским гвардейцам в Нормандии возложил наследник британского престола принц Уэльский Чарльз. Он также открыл на территории Бени-сюр-Мер скульптуру десантника в память о павших здесь 6 июня военнослужащих Великобритании и Канады.
Однако главные события пройдут в Нормандии в воскресенье, когда в Арроманше состоится международная церемония поминовения. В ней примут участие главы государств и правительств 17 стран, включая лидеров государств антигитлеровской коалиции, сообщает ИТАР-ТАСС.
Торжества в Нормандии сопровождают небывалые меры безопасности. С 1 июня в стране действует антитеррористический план, предусматривающий самый высокий в мирное время "красный" уровень тревоги по всей стране, но, прежде всего - в Париже и Нормандии. Еще за несколько недель до начала июня под особый контроль были взяты аэропорты, морские порты и железнодорожные вокзалы страны с целью выявления террористов, которые попытаются проникнуть во Францию.
Огромный северо-западный район страны оказался блокирован представителями служб безопасности. Въезд в регион без особых документов категорически запрещен. На подступах к Нормандии проверяется каждый автомобиль. Безопасность 20 тысяч гостей, среди которых - главы 17 государств, обеспечивают 19 тысяч полицейских и военнослужащих.
Помимо представителей французских служб безопасности, в том числе переброшенных в Нормандию из других районов страны, за порядком в дни торжеств следят американские военнослужащие, которые находятся в Нормандии с начала недели. Подключены и спецслужбы ряда иностранных государств.
Для отражения возможной атаки террористов с воздуха, моря или суши в 100-километровой зоне вдоль побережья установлены ракеты класса "земля-воздух". Небо круглосуточно патрулируют до 80 военных самолетов, в том числе самолеты радиоэлектронной разведки AWAKS. На близлежащих военных базах в полной боевой готовности стоят истребители Mirage и военные вертолеты.
С моря охрану побережья осуществляет крупная военно-морская группировка, отработавшая все возможные сценарии нападения, среди которых - атака террористов-смертников, захват заложников и даже экотерроризм.
Особые меры безопасности коснулись и непосредственно жителей Арроманша - небольшого городка, где пройдут основные празднества и официальные мероприятия. Почти все население во главе с мэром Арроманша переселено на эти дни в гостиницы соседнего города Кан. Им рекомендовано на время торжеств не появляться дома без особой необходимости.
Высадка десанта союзников в Нормандии 6 июня 1944 года стала полной неожиданностью для гитлеровского командования
Высадка десанта союзников в Нормандии 6 июня 1944 года стала полной неожиданностью для гитлеровского командования, что с первого дня обеспечило успех операции Overlord. Военные и историки отмечают, что высадка союзников стала крупнейшей десантной операцией стратегического значения в ходе Второй мировой войны и она позволила приблизить окончание войны.
Участники операции Overlord в Нормандии в основном были молоды - некоторым не было и 20 лет, многие не имели боевого опыта. Всего на землю Франции 60 лет назад ступили 155 тысяч освободителей. Самой обстрелянной считалась 1-я американская дивизия - ее солдаты и офицеры достаточно понюхали пороху в ходе военных кампаний в Северной Африке и в Италии.
Частью плана дезинформации гитлеровского командования стали массированные "отвлекающие" бомбардировки авиацией союзников многих городов на западе и севере Франции. Принеся в жертву тысячи мирных жителей, погибших под руинами, союзники сумели добиться главного - фактора внезапности. Архивные документы свидетельствуют, что фашисты никак не ждали атаки именно 6 июня и в Нормандии. Немцы также были уверены в неприступности "Атлантического вала" - уникальной системы фортификационных сооружений из бетона и стали.
В день "Д", когда операция началась, сильно мешала погода - шел проливной дождь и дул штормовой ветер. Для выброски десанта были задействованы около 7 тысяч десантных судов и кораблей, а с помощью 3,5 тысяч планеров в тыл к немцам уже в первый день удалось забросить до 50 тысяч морских пехотинцев. Десант приземлился рядом с Сент-Мер-Эглиз, который стал первым французским городком, освобожденным от гитлеровцев.
Сейчас здесь живут всего 2,5 тысячи человек. В июне 1944 года один из парашютистов зацепился при приземлении за купол местного собора. И вот уже 60 лет под ветром на этом собора колышется священная для Сент-Мер-Эглиз реликвия - купол парашюта. Каждые несколько лет он обновляется.
История также свидетельствует, что первым освобожденным домом на французской земле стало кафе "Гондре" в Ранвилле - городке рядом с Ла-Маншем.
Союзникам в ходе операции Overlord удалось блестяще решить ряд технических проблем. Для снабжения наступающих войск горючим по дну Ла-Манша был проложен специальный трубопровод. Из бетонных блоков, переправленных через пролив на баржах, в городе Арроманш был почти моментально возведен временный порт - он принимал до 9 тысяч тонн грузов в день.
У немцев были и роковые совпадения: командующий участком фронта в Нормандии фельдмаршал Роммель в самый канун высадки десанта уехал в Германию на день рождения супруги.
Советское командование, бойцы Красной Армии, все население страны с первых дней страшной войны с фашистами желали открытия второго фронта союзников. Но СССР пришлось ждать этого события почти три года.
Сроки операции Overlord были установлены на Тегеранской конференции "Большой Тройки" в конце 1943 года. Лидеры США и Великобритании учитывали, что промедление с открытием второго фронта нанесет ущерб их интересам в Европе после окончания войны.
В России в 1994 году тот факт, что лидер страны не был приглашен на 50-летние торжества в Нормандию, был встречен с громадным недоумением. "Российская газета" писала в этой связи: "Наверно, объяснимо то, почему не приглашена Россия. Как-то неуютно в присутствии тех, кто внес основную лепту в победу над гитлеровской Германией, похваляться своими ратными доблестями, пусть и в крупнейшей десантной операции Второй мировой войны, но все же именно операции, а не в решающем сражении войны".
Через 10 лет историческая правда была восстановлена. Приглашение президенту России Владимиру Путину прибыть на торжества во Францию президент Жак Ширак передал лично в ходе краткого рабочего визита в Москву в начале апреля. Тогда на пресс-конференции Ширак подчеркнул: "Мы всегда вспоминаем центральную роль СССР в борьбе с нацизмом. Бои под Москвой, Курском, Сталинградом привели к тому, что ход войны переломился".
Накануне тождеств в Нормандии Елисейский дворец заявил, что Жак Ширак будет принимать в числе высоких гостей Владимира Путина "в знак признания роли, которую СССР сыграл на Восточном фронте в борьбе с нацизмом".
Высадка союзников в Нормандии стала решающим фактором в приближении окончания Второй мировой войны, считают ветераны
Высадка союзников в Нормандии была решающим фактором в приближении окончания Второй мировой войны. Такое мнение в интервью РИА "Новости" высказал британский ветеран Билл Дэвис, участвовавший в 1944 году в знаменитой операции Overlord. "Мы начали с высадки в Нормандии, Рождество 1944 года мы встретили в Арденнах, а война для меня окончилась в Гамбурге", - вспоминает ветеран, ныне живущий в пригороде Лондона Боремвуде.
"Самое большое впечатление на меня произвело то, что я остался жив. Я видел смерть моих друзей и сослуживцев. Но на войне немного другое восприятие: либо убиваешь ты, либо убивают тебя", - сказал Дэвис.
После войны он участвовал в нескольких встречах британских ветеранов. Намерен он отметить и нынешний юбилей. "Завтра я собираюсь на памятную службу, которая пройдет в Сазекском соборе на юге Лондона, а потом у нас состоится встреча ветеранов", - сообщил Билл Дэвис. За торжествами в Нормандии он и его жена наблюдают по телевизору.
"Я также считаю важным, что в наших школьных программах сохранились уроки по изучению второй мировой войны. Меня постоянно приглашают выступить перед школьниками, и я с удовольствием это делаю, потому что хочу напоминать потомкам об уроках войны", - заключил Дэвис.
Другой ветеран нормандской операции, Алан Боуэрс, ныне живущий в городе Честерфилд, также поделился своими воспоминаниями о последних месяцах войны. "Проведение операции держалось в строжайшем секрете. Мы тренировались в Норфолке, где были очень похожие условия местности, как в Нормандии. Мы знали, что нам предстоит вторжение во Францию, но не знали, в каком именно районе, когда и в каких масштабах это будет происходить", - отметил Боуэрс.
"Я был в передовой группе, высадившейся в Нормандии около 2 часов ночи 6 июня 1944 года. Мои сослуживцы из полка герцога Веллингтона 49-й пехотной дивизии должны были высадиться позже. Мы должны были разведать территорию для нашего батальона,который занял ее тремя днями позднее. Лишь семеро из десяти членов передовой группы вернулись обратно", - рассказал британский ветеран. "Это была ужасающая ситуация", - добавил он.
"В итоге затем я прошел всю Бельгию и Голландию, где и закончилась для меня война весной 1945 года", - вспоминает Алан Боуэрс.
Сейчас ему за 80, а тогда было чуть больше двадцати. На одном из этапов операции он принимал участие в освобождении немецкого городка Ферде, где содержались пять тысяч советских пленных. "Там было примерно три тысячи женщин и две тысячи мужчин", - отметил Боуэрс. "Мы освободили их, они были в ужасном, отчаянном состоянии. Они были очень рады видеть нас, британских солдат, которые их освободили. Мы отправили их на родину, но вот что с ними произошло там, остались ли они в живых, мне неизвестно", - констатировал он.
Однако самой восхитительной историей он до сих пор называет увиденное им в одном из голландских домов. "Мы шли по улице города, когда к нам подошел какой-то голландец и на чистом английском языке сказал: "Пойдемте, я вам покажу нечто такое, чего никто не видел". Оказалось, что на протяжении почти пяти лет, с июня 1940 по апрель 1945 года, он скрывал в своем доме семью еврейских музыкантов из Гамбургского филармонического оркестра. "Они бежали от режима нацистов в Голландию за день до ее оккупации Германией. И все это время на свой страх и риск он держал их в своем доме. Даже соседи не знали об этом", - рассказал ветеран.
"И вот они заварили на всех сэкономленную четвертушку пакетика чая, а музыканты устроили для нас концерт. Один играл на фортепиано, еще один на скрипке. Я тогда мало что понимал в музыке, и не помню, что именно они играли, но мне кажется, что это был Шуберт. Мы почувствовали себя как будто в концертном зале, это было так трогательно", - заключил Алан Боуэрс.