Le Figaro: референдум во Франции дает России шанс усилить влияние на востоке Европы
AFP

С некоторой иронией и не без задней мысли Россия наблюдает за самым серьезным в истории Европейского союза кризисом идентичности, в который его повергло французское и нидерландское "нет". В тот момент, когда Москва сама терпит одно поражение за другим в своей бывшей империи, кризис в ЕС проливает ей бальзам на сердце, считает Le Figaro (перевод на сайте Inopressa.ru).

Россия может воспользоваться этим землетрясением на западе Европы, чтобы снова стать полюсом влияния в ее восточной части, сказал председатель Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский, находившийся проездом в Париже.

"Отказываясь де-факто от принципа "открытых дверей", Брюссель потеряет основной инструмент влияния на соседние страны: перспективу, пусть и весьма отдаленную, полноправного членства в ЕС. Этот "пряник" является самым эффективным рычагом, при помощи которого единая Европа трансформировала прилежащие государства по своему образу и подобию", – написала в четверг российская газета "Известия". "Европа нам поможет", – заявили в тот же день "Новые Известия", пояснив, что "кризис ЕС укрепит влияние России на соседей по СНГ".

Эту идею подхватила и официальная "Российская газета". "Будущее Европы теперь не в раздувании Евросоюза до безразмерности, до потери идентичности, а в создании двух уравновешивающих друг друга и дружественно-конкурирующих союзов. Западно-Европейского и Восточно-Европейского". Однако это уравновешение произойдет лишь при условии, что Россия избавится от "синдрома старшего брата, который поучает младших", – добавляет аналитик Московского Центра Карнеги Николай Петров.

От грузинской "революции роз" зимы 2003 года до украинской "оранжевой революции" зимы 2004 года, не считая молдавского и киргизского эпизодов, Кремль в последнее время получает "геополитические пощечины" от своей бывшей зоны влияния. Этот процесс, казалось, будет продолжаться до бесконечности, учитывая неумение Москвы выстроить партнерские отношения со своими бывшими сателлитами. Напуганные продолжением российского давления, украинцы, грузины и азербайджанцы взяли курс на ЕС, пишет издание.

Но, останавливая процесс расширения, французское "нет" не позволяет им двигаться дальше, отмечает российский журналист Виталий Дымарский. В частности, весьма болезненный удар получили Украина, Грузия и Молдавия, которые сделали вступление в Европу стержнем своей внешней политики. Заместитель официального представителя МИДа Украины Дмитрий Свистков пытается быть оптимистом, заявляя, что референдумы "не остановят полностью процесса расширения", но сегодня с этим царит полнейшая неясность. "Ясно, что шансы Украины на вступление практически равны нулю", в то время как "российское давление, несомненно, будет нарастать", прогнозирует украинский аналитик Алексей Коломиец.

Ставшее ударом для кандидатов на вступление в ЕС французское "нет" усиливает недоверие, если не презрение, Москвы к европейским институтам. Русские никогда по-настоящему не верили в силу Евросоюза, считая главными лишь двусторонние отношения с такими крупными странами, как Франция или Германия, считает издание. Именно это они нашептывали на ухо прибалтам, убеждая их не слишком верить в ЕС. Теперь и Вильнюсу, и Риге будет еще труднее убедить их в обратном, заключает газета.