В Высшем земельном суде Баварии в Мюнхене в понедельник начался судебный процесс по делу террористической группировки "Национал-социалистическое подполье". Главной обвиняемой является 38-летняя Беата Цшепе
НТВ
 
 
 
Основные претензии сводятся к тому, что, вместо того чтобы расследовать версию о причастности неонацистов к нападениям на мигрантов, немецкие стражи порядка посчитали, что за преступлениями стоят исламисты или мафия
НТВ
 
 
 
Выяснилось, что один или двое подозреваемых состояли в контакте с представителями Ведомства по охране конституции в Тюрингии и, по-видимому, были его информаторами
НТВ

В Высшем земельном суде Баварии в Мюнхене в понедельник начался судебный процесс по делу террористической группировки "Национал-социалистическое подполье" (NSU), членов и пособников которого обвиняют в десяти убийствах в период с 2000 по 2007 год. Жертвами группировки как правило становились иммигранты, в большинстве своем выходцы из Турции, сообщает Euronews.

В преддверии слушаний в столице Баварии были усилены меры безопасности. Порядок на заседании и у места его проведения обеспечивают около 500 полицейских, за воздушным пространством города ведется наблюдение. Перед стенами суда в понедельник собрались десятки представителей антифашистского движения и другие демонстранты с транспарантами, которые требуют самого жесткого наказания для неонацистов.

Процесс привлек внимание СМИ всего мира, интерес к нему подогревается еще и тем, что в ходе слушаний могут всплыть новые сведения об ошибках немецкой полиции и спецслужб ФРГ. Неудачные попытки полиции найти преступников в течение долгого времени стали поводом для обвинений со стороны турецкой общины Германии, которая насчитывает около 3 миллионов человек, а также со стороны властей и СМИ Турции. Перед началом судебного процесса в Мюнхене по делу неонацистской группировки комиссия парламента Турции по правам человека потребовала от Германии ужесточить борьбу с расизмом и ксенофобией.

Основные претензии сводятся к тому, что, вместо того чтобы расследовать версию о причастности неонацистов к нападениям на мигрантов, немецкие стражи порядка посчитали, что за преступлениями стоят исламисты или мафия. Деятельность террористов была разоблачена только осенью 2011 года после неудачного банковского ограбления.

После разоблачения NSU несколько высокопоставленных чиновников ушли в отставку, а также был создан единый реестр неонацистов Германии.

Судьям предстоит выслушать показания более 600 свидетелей и 22 экспертов. По некоторым прогнозам, процесс может завершиться только к январю 2014 года.

Главной обвиняемой является 38-летняя Беата Цшепе, сдавшаяся полиции в ноябре 2011 года. По утверждению СМИ, она в свое время "вдохновила Брейвика". Ей предъявлены обвинения в причастности к девяти убийствам иммигрантов из Турции и Греции, убийству сотрудника полиции, взрывам и ряду ограблений банков. Подсудимой грозит пожизненное заключение.

Подельниками Цшепе считаются четверо мужчин: 37-летний Ральф Воллебен, 33-летний Карстен С., 33-летний Андрэ Э. и 38-летний Хольгер Г. Двое других активистов группировки, Уве Мундлос и Уве Бенхардт покончили с собой в ноябре 2011 года, чтобы избежать ареста.

Началу процесса предшествовала общественная дискуссия о неспособности немецких властей предотвратить преступления на почве расовой ненависти и манера "закрывать глаза", когда речь идет о деятельности ультраправых.

Выяснилось, что один или двое подозреваемых состояли в контакте с представителями Ведомства по охране конституции в Тюрингии и, по-видимому, были его информаторами. В 1990-х годах с Цшепе и ее сообщниками работал осведомитель тюрингской Службы защиты конституции Тино Брандт. Через него секретные службы пытались завербовать новых людей в среде правоэкстремистов. В 2001 году он был раскрыт.

Официально утверждается, что Ведомство по защите конституции не знало, где находятся члены группировки после 1998 года. Однако, по данным прессы, Беата Цшепе поддерживала контакты с осведомителями ведомства еще долгое время. Не исключено, что именно эти связи помогли ей и ее сообщникам скрываться в течение длительного времени.

Количество мест для представителей СМИ было ограничено, в результате чего в конце апреля была проведена жеребьевка, которая определила, какие журналисты будут присутствовать на процессе. Всего заявку на аккредитацию подали 324 представителя СМИ, которые претендовали на 50 мест в зале суда. В результате, мест не досталось представителям многих авторитетных газет, которые выразили свое недовольство такой системой аккредитования.