В январе 2016 года в "Интеркоммерце" прошла проверка регулятора, который предписал досоздать резервы на 3 млрд рублей. На фоне этой новости банк столкнулся с оттоком средств компаний
АГН Москва

Министр юстиции Чехии Мария Бенешова отказала в выдаче российской стороне обвиняемого в России в финансовых махинациях на миллиарды рублей бывшего председателя правления банка "Интеркоммерц" Александра Бугаевского. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря ведомства Владимира Ржепку. "Интеркоммерц" был замешан в сомнительных операциях с деньгами, похищенными из бюджета по схеме возврата НДС. Эту схему выявил юрист Сергей Магнитский, замученный в СИЗО.

"По делу Бугаевского госпожа министр приняла решение об отказе в его выдаче для уголовного преследования в Россию, - подчеркнул он. - Российская сторона была информирована об этом. Данное дело закрыто".

Бугаевский был задержан чешской полицией в январе 2018 года на основе международного ордера на арест, выставленного РФ. Городской суд Праги, а затем Верховный суд республики, в которых рассматривалось дело, допустили возможность экстрадиции подозреваемого в Россию. Между тем, согласно действующему чешскому законодательству, окончательное решение о выдаче иностранному государству принимает министр юстиции.

Бугаевский, который до переезда в Чехию находился в Германии, Швеции и прибалтийских странах, обратился к пражским властям с прошением о предоставлении политического убежища. Его просьбу поддержало МВД республики. Экс-банкир заявляет, что уголовное дело, возбужденное против него в России, носит исключительно политический характер.

По версии российского следствия, в период с 21 по 25 января 2016 года председатель правления банка "Интеркоммерц" Александр Бугаевский списал на счета подконтрольных ему и его соучастникам иностранных компаний по фиктивным договорам купли-продажи валюты, принадлежащей этому банку, средства на сумму более 45 млн евро (свыше 3,9 млрд рублей).

В январе 2016 года в "Интеркоммерце" прошла проверка регулятора, который предписал досоздать резервы на 3 млрд рублей. На фоне этой новости банк столкнулся с оттоком средств компаний.

29 января 2016 года Банк России назначил в "Интеркоммерц" временную администрацию. 8 февраля у банка была отозвана лицензия на осуществление банковских операций в связи с неисполнением законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов регулятора, значением нормативов достаточности собственных средств ниже 2%, снижением размера собственных средств ниже минимального значения уставного капитала.

В феврале 2016 года заместитель председателя ЦБ РФ Михаил Сухов говорил журналистам, что, согласно совместной оценке Банка России и АСВ, "дыра" в капитале "Интеркоммерца" превысила 60 млрд рублей.

29 апреля 2016 года Арбитражный суд города Москвы признал банк "Интеркоммерц", в котором размещали средства многие госструктуры, банкротом по иску Банка России. Суд также постановил открыть в отношении кредитной организации конкурсное производство сроком на один год и возложить функции конкурсного управляющего на Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Александр Бугаевский был заочно арестован и объявлен в розыск. Также был наложен арест на имущество обвиняемого - квартиру в Москве, загородный дом, земельные участки в Московской области и "денежные средства, полученные, предположительно, преступным путем, на сумму свыше 100 млн рублей".

В совет директоров "Интеркоммерца" входили бывший зампредседателя, глава юридического департамента Центробанка Сергей Голубев и экс-глава Ассоциации региональных банков Александр Мурычев, писал Forbes.

Отметим, что "Интеркоммерц" оставался последним уцелевшим банком, через который транзитом проходили деньги фирм - участников сомнительной схемы возврата НДС, которую расследовал юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский.

В 2007 году прокуратура заподозрила дочерние предприятия Hermitage Capital в уклонении от уплаты налогов. После обысков в компании юрист фонда Сергей Магнитский обвинил чиновников МВД и прокуратуры в использовании полученных ими материалов для хищения у государства более 230 миллионов долларов, замаскированного под возврат НДС.

В ответ прокуратура обвинила Магнитского в уклонении от налогов. Он был арестован и умер в СИЗО "Матросская тишина" в ноябре 2009 года в возрасте 37 лет. Перед смертью Магнитский были лишен медицинской помощи и фактически подвергнут пыткам. Его гибель вызвала огромный общественный резонанс как в России, так и за рубежом, а также стала поводом для принятия так называемого закона Магнитского в разных странах, предполагающего санкции для коррупционеров и лиц, замеченных в нарушениях прав человека. Такие законы появились в США, Канаде, Великобритании и других странах Евросоюза.

После утечки "Панамских документов" в 2016 году Центр по расследованию коррупции и организованной преступности опубликовал доказательства того, что украденные из бюджета деньги, о которых говорил Магнитский, осели на счетах давнего друга президента РФ Владимира Путина виолончелиста Сергея Ролдугина - его называют "кошельком" Путина.

Между тем в отношении основателя британского инвестфонда Hermitage Capital Уильяма Браудера в России возбуждают все новые уголовные дела, хотя его уже дважды заочно осудили. 11 июля 2013 года Тверской суд Москвы признал его виновным в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (на 522 млн рублей) и приговорил к девяти годам лишения свободы по делу о неуплате налогов на сумму более 522 млн рублей путем фальсификации налоговых деклараций и незаконного использования льгот, предназначенных для инвалидов.

В июле 2014 года Россия объявила Браудера в международный розыск. Генпрокуратура РФ неоднократно направляла в Интерпол запрос на арест основателя Hermitage Capital.

В конце 2017 года Тверской суд Москвы снова заочно приговорил Браудера к девяти годам колонии, признав его виновным в преднамеренном банкротстве и уклонении от уплаты налогов более чем на 3 млрд рублей. К аналогичному сроку был приговорен и партнер Браудера Иван Черкасов.

Российские следователи также обвинили Браудера в нескольких убийствах, включая Магнитского, и в создании преступного сообщества.