Стали известны имена восьми российских граждан, находящихся в заключении на американской базе Гуантанамо на Кубе. Они были задержаны в Афганистане в ходе антитеррористической операции, проводимой американскими войсками на территории этой страны. Имена российских граждан обнародовала американская радиостанция РС/РСЕ, которая находится под правительственным контролем.
По данным радиостанции, первый заместитель министра иностранных дел России Вячеслав Трубников недавно обсуждал в Вашингтоне вопрос о возможной выдаче России этих людей.
Как утверждает РС/РСЕ, в Гуантанамо в настоящее время находятся восемь российских граждан.
Имена российских граждан:
Шамиль Хаджиев из Башкортостана,
Равиль Гумаров из Башкортостана,
Расул Кудаев из Кабардино-Балкарии,
Руслан Одигов из Кабардино-Балкарии,
Равиль Мингазов из Татарстана,
Айрат Вахитов из Татарстана,
Рустам Акмеров из Челябинска,
Тимур Ишмурадов из Тюменской области.
Досье на задержанных россиян:
Прокуратура России возбудила в отношении пленных россиян уголовное дело о незаконном переходе границы и наемничестве.
Расул Кудаев - балкарец по национальности. С 2000 года он проживал в Киргизии. Кудаев родился в 1982 году в поселке Заречный Прохладненского района КБР. В 1995 году он стал чемпионом республики среди юношей по борьбе. Со слов его матери Фатимы Текаевой и брата Арсена Мокаева, в 2000 году Кудаев выехал в Среднюю Азию, объяснив это тем, что там начинал свою спортивную карьеру его тренер, а сам он там сможет достичь высоких спортивных результатов.
Равиль Гумаров - уроженец Свердловской области, неудавшийся предприниматель. В 1997 году он близко сошелся с национал-радикалами из набережно-челнинского отделения Татарского общественного центра и слушателями ныне закрытого набережно-челнинского медресе "Йылдыз" ("Звезда").
Некоторые "студенты" этого учебного заведения "проходили практику" в Чечне в лагерях Шамиля Басаева. По данным УФСБ России по Татарстану, Гумаров несколько раз пытался выехать в Чечню, а затем нелегально перебраться в Афганистан. Очевидно, ему это удалось сделать в 2000 году, когда он бесследно исчез. В городе Набережные Челны сейчас проживают бывшая жена Гумарова и трое несовершеннолетних детей.
Алмаз Шарипов (он же Шамиль Хаджиев) - житель Башкирии. До перехода российской границы он, как и двое других пленных, состоял в исламистской организации. В ходе расследования было установлено, что настоящее имя Алмаза Шарипова, который назвался так в ходе допросов, -
Шамиль Хажиев, 1971 года рождения. Ранее он заявлял, что проживал в городе Набережные Челны (Татарстан). В ходе следствия установлено, что до выезда за пределы России Хажиев являлся сотрудником органов внутренних дел, старшим лейтенантом милиции, следователем. Кроме того, он проходил обучение на юридическом факультете Уфимского госуниверситета. Уволился с работы в 1999 году, и с того времени его родные никаких сведений о нем не имели.
Айрат Вахитов - бывший житель Набережных Челнов, идейный вдохновитель ваххабитского медресе "Йылдыз". Информацию об этом передал один из бывших лидеров движения национал-радикалов в городе Набережные Челны Рафис Кашапов.
Амина Хасанова, мать Вахитова, говорит, будто сын пишет ей, что ему в Гуантанамо живется лучше, чем в самом хорошем российском санатории
Как утверждает РС/РСЕ, корреспонденты радиостанции связались с матерями Вахитова и Кудаева, и обе женщины высказались категорически против выдачи в Россию их сыновей.
Амина Хасанова, мать Вахитова, говорит, будто сын пишет ей, что ему в Гуантанамо живется лучше, чем в самом хорошем российском санатории. Она опасается, что в случае экстрадиции он угодит в российскую тюрьму, где ему придется гораздо хуже.
Тем временем, международные правозащитные организации и журналисты обвиняли американцев в бесчеловечном отношении к заключенным базы.
В частности, год назад корреспонденту российского информационного агентства ИТАР-ТАСС довелось побывать в Гуантанамо в командировке и своими глазами увидеть условия содержания там задержанных. По его словам, даже со стороны было очевидно, что находиться в крошечных клетушках под палящим кубинским солнцем - тяжелое испытание.
Американские надзиратели заверяли, что обращаются с заключенными гуманно, и не верить этому нет никаких оснований. Вместе с тем власти признают, что в лагере неоднократно случались попытки самоубийства.