Российско-литовские отношения становятся все более напряженными: на фоне запрета Москвой импорта литовской продукции в Вильнюсе заявили о претензиях к Первому балтийскому канала, который передает в республике сигнал Первого канала. Они касаются передачи "Человек и закон", которая транслировалась в прошлую пятницу и в которой рассказывалось о событиях 13 января 1991 года.
"Мы получили жалобы от своих клиентов по поводу содержания показанной в пятницу передачи, которая, возможно, нарушает законы Литвы и мы приняли решение не усугублять ситуацию: прекратить ретрансляцию ПБК. Мы попросили их пояснений и пояснений литовских учреждений, как все есть. Надеемся, что получим разъяснения и, если все в порядке, возобновим трансляцию", - сказала DELFI Паулюс Дамбраускас, генеральный директор Cgates, компании-оператора платного телевидения.
В понедельник, Комиссия по радио и телевидению Литвы сообщила о том, что в связи с вышедшей в эфире находящегося в юрисдикции Латвии "Первого балтийского канала" программой "Человек и закон", в которой были искаженно и тенденциозно представлены факты о событиях 13 января, она начала расследование и обратилась в Национальный медиа совет Латвии по поводу сотрудничества в установлении ответственности в соответствии с национальным законодательством и принципами конвенции Совета Европы "Телевидение без границ" в отношении нарушившего их транслятора, сообщает РИА "Новости". Комиссия по радио и телевидению Литвы планирует обсудить этот вопрос более детально на заседании 9 октября.
Верховный Совет Литвы 11 марта 1990 года объявил о восстановлении независимости республики, но власти СССР назвали это решение противоречащим конституции, после которого протестное настроение в республике только крепло. В результате в ночь на 13 января 1991 года при штурме советскими военными подразделениями Вильнюсской телебашни и здания Телерадиокомитета погибли 14 мирных граждан и один сотрудник КГБ.
Литовская прокуратура долгое время добивается от России содействия в расследовании обстоятельств штурма вильнюсской телебашни, в частности, в вызове на допрос бывшего президента СССР Михаила Горбачева. Сам Горбачев не взял на себя ответственность за кровопролитие, утверждая, что акция в Вильнюсе состоялась без его ведома. О своей непричастности к штурму заявляли и другие бывшие руководители советского государства.
По версии советских властей, армия атаковала вильнюсский телецентр в ответ на просьбу "Комитета национального спасения" - организации, созданной центральным комитетом Литовской коммунистической партии. Войска заняли телевышку и телерадиопередающий центр, однако встретили сопротивление демонстрантов и не сумели захватить здание парламента.
Сотрудники спецслужб также заявляли, что столкновения стали результатом крупномасштабной провокации, а все погибшие были застрелены снайперами.